Выставка

Выставка-инсталляция
одного произведения Л.Ф. Ланкинена

«Студенческий натюрморт»

©Тверская областная картинная галерея

В краеведческо-информационном секторе Центральной библиотеки открылась выставка-инсталляция по картине «Студенческий натюрморт», созданной советским скульптором и живописцем Лео Фомичом Ланкиненом (1926-1996) в 1957 году.

***************

Натюрморт — удивительный жанр, и, говоря о нем, можно не только отметить его эстетические и художественные особенности, но и попробовать расшифровать скрытые в нем символы, понять, почему художник обращается именно к этим предметам, изображает ту или иную вещь в компании с другими. Часто натюрморты прячут в себе скрытые смыслы, заложенные в них автором, и представляют собой своего рода игру со зрителем «Расшифруй и прочитай». Поэтому произведения этого жанра, несмотря на общепринятое мнение об их бессюжетности, все же могут рассказать заинтересованному и внимательному зрителю некую историю. 

«Студенческий натюрморт», написанный в 1957 году Народным художником России,  скульптором и живописцем Лео Фомичом Ланкиненом (Лангиненом) (1926-1996), вероятно, является своеобразным воспоминанием художника о студенческих годах, проведенных им в стенах Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.Мухиной в 50-х годах ХХ века. К слову, первыми работами Лео Ланкинена, более известного среди художников, искусствоведов и почитателей изобразительного искусства как скульптора, были как раз натюрморты, созданные им в период с 1957 по 1959 годы. В каждом из них чувствуется присутствие человека в изображенном пространстве. Яркая по цвету живопись Лео Фомича конкретно и материально ощутимо передает мир вещей и через него настроение, состояние человека, которому эти вещи служат. Натюрморты Лео Ланкинена, впервые показанные на выставке в Петрозаводске, вызвали неоднозначную реакцию критиков: в 50-60-е годы ХХ века произведения художника по своей живописно-пластической структуре были во многом новаторскими. Они вполне современно смотрятся и сейчас, в XXI веке, радуя зрителей красотой живописи. 

Для натюрмортов Лео Ланкинена характерно выражение определенной мысли через совокупность нескольких предметов, изображенных художником. Замысел такого решения требует от художника тщательного отбора используемых деталей, серьезно продуманной композиции, позволяющей раскрыть всю глубину идейного содержания картины. В данном контексте не является исключением и расположенный в постоянной экспозиции Тверской областной картинной галереи «Студенческий натюрморт» (1957 г.), содержащий в себе два нарративных пласта: явный и скрытый. 

Явный пласт повествования 

На картине, по сути, изображен быт советского студента. Мы видим накрытый однотонной скатертью стол, на котором расположены различные предметы: стакан, кружка, чернильница, стеклянная банка, тетради и книги, ручка и карандаши. Центром композиции является бутылка зеленого стекла, в которой стоит пара веточек кустарника или дерева с распускающимися листьями, и нехитрая снедь, весьма характерная для ужина студента 50-70-х годов ХХ века: черный хлеб, соленая килька и кусковой сахар к чаю. Присутствие невидимого героя картины – студента – ощутимо зрителем по ряду признаков: во-первых, это брошенный на край стола кусочек хлеба, явно отломанный от ровно отрезанной поверхности буханки; во-вторых, сиротливо лежащий на краю промасленной бумаги хвостовой плавник уже съеденной кильки, и, в-третьих - крышка, снятая с чайника и оставленная отошедшим от стола скрытым от зрителя героем картины, желающим дополнить свой скромный обед чашкой чая. Утолив первый голод (съев рыбу и надкусив отломанный хлеб), сняв крышку с металлического чайника и отложив ее, герой обнаружил в чайнике отсутствие воды и отошел, чтобы наполнить его. Беспорядок на столе (книги, разложенные в разных углах стола, разбросанные карандаш и ручка, чашка, расположившаяся на книгах, тетрадь и карандаш, вложенные в «Капитал» К.Маркса), говорит о том, что студент готовится к занятию по «Диалектическому материализму и истории партии» и, проголодавшись, отвлекся на то, чтобы перекусить. Ветки с распускающимися листьями нам свидетельствует о времени года, в котором происходит повествование в натюрморте - это ранняя весна. 

Скрытый пласт повествования 

В колористическом плане картина написана несколькими цветами: синий, серо-голубой, коричневый, бежевый, что наводит на мысль о «тональном» голландском натюрморте XVII века, предметы которого заключают в себе различные скрытые смыслы. Соотнеся время создания картины (1957 год), произошедшее накануне историческое событие (доклад Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 года «О культе личности и его последствиях») и изображение веток с едва распустившимися листочками, символизирующих наступление весны (= «Хрущевской оттепели»), становится понятно, что за повествовательным пластом произведения скрывается смысловое содержание, заложенное автором натюрморта и заключающееся в надежде на изменения в жизни страны.  

Ветка дерева как символ «Оттепели» встречается в нескольких натюрмортах, созданных Лео Ланкиненом в период с 1957 по 1959 годы: «Весенний натюрморт» (1957 г., Кабардино-Балкарский музей изобразительных искусств им. А.Л. Ткаченко), «Весенний натюрморт» (1957 г., Музей изобразительных искусств Республики Карелия), «Весенний вечер» (1957 г.), «До смены» (1959 г.). Написанные в самом начале его творческого пути и совпавшие по времени создания с происходившими на тот момент переменами в стране и в личной жизни художника (рождение дочери), конечно же, эти работы полны света и несут в себе радостное настроение и надежду на лучшее будущее.  

Автор - Ольга Андреева, зав. информационно-издательским отделом Тверской областной картинной галереи

Новости: