Выставка

Выставка фарфоровых кукол
«Хрупкие мечты»
из частной коллекции
Оксаны Хайловой

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.
Кукла - это важный элемент в развитии любого ребенка. Кукол любят все: взрослые и дети. Для детей они - забава, а взрослые с радостью смотрят на красивые игрушки, которые доставляют им радость и возвращают в детство. Некоторые творческие люди всю свою жизнь посвящают куклам, на полном праве считая их своими детьми.

Фарфоровая кукла – это не только игрушка, сделанная из фарфора, но и изящное неповторимое украшение интерьера, а также предмет многих коллекций.
В семье промышленно созданных кукол-игрушек фарфоровые куклы занимают достойное место. Они подразделяются на фарфороглазурованных и бисквитных.
В XVIII веке в Германии открыли новый, неизвестный ранее материал – фарфор. Сначала из фарфора производили только посуду, но вскоре этот материал стал использоваться и в производстве игрушек.

Есть свидетельства, что куклы из фарфора для церкви появились в Италии в конце XVIII века, но в широкий обиход так называемые фарфоровые куклы вошли с середины XIX века. Производство фарфоровых кукол сперва сосредоточилось в Саксонии, Кобурге и Тюрингии. Отсюда они распространялись по всем германским землям, а также вывозились в Англию и во Францию. В 70-х гг. XIX в. Германия стала основным экспортёром этих кукол.

Вначале кукол делали с волосами, отлитыми в форму, и с неподвижными «распахнутыми» стеклянными глазами. Позднее головы подкрашивали в телесный цвет, парики изготавливали из мохера или настоящих волос, глаза теперь открывались и закрывались, а рты оставались закрытыми либо открытыми. Туловища выполнялись из материи, реже из папье-маше и еще реже – из бисквитного фарфора.

Начиная с 1840 г. фарфор, покрытый глазурью, находит применение в кукольном деле в Лимбахе, Майсере, Лиможе (Франция) и прочих европейских центрах керамического производства.

В XIX - первой трети XX в. Ведущим материалом в производстве кукол был бисквитный фарфор. Бисквитные куклы имели ряд неоспоримых преимуществ. Сама фактура бисквита придавала куклам благородную бледность, элегантность, томность и утонченность, превращая их в изысканные произведения искусства.

Фарфоровая кукла // Куклы мира / ред. Группа: М. Аксенова, Е. Ананьева, Т. Евсеева. – Москва: Мир энциклопедий Аванта+; Астрель, 2008. – С. 80-82: ил.

 


Куклы мира / ред. Группа: М. Аксенова, Е. Ананьева, Т. Евсеева. – Москва: Мир энциклопедий Аванта+; Астрель, 2008. – 184 с.: ил.

Книга посвящена самым красивым, известным, антикварным и раритетным куклам мира.
Человек всегда относился к кукле особым образом, ибо с древности она играла таинственную, связанную с понятиями жизни и смерти роль. Соотносимая изначально с мистериями, обрядами и ритуалами, кукла постепенно теряла свое магическое значение, становясь простой игрушкой, хотя и эстетически привлекательной.
Об удивительной судьбе куклы, живущей рядом с человеком многие тысячелетия, рассказывает книга, написанная известными искусствоведами, историками, этнографами, театральными режиссерами.
Книга предназначена для самого широкого читателя.

Новости: