Иллюстрированная выставка
|
Память – это как клятва, навечно,
Желтым пламенем жалит и жжет
Потому и живет бесконечность,
Что в ней долгая память живет!
А.Сафронов
В Центральной библиотеке ко Дню памяти жертв политических репрессий оформлена иллюстрированная выставка «Забвению не подлежит…».
30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. Дата была выбрана в память о голодовке узников лагерей, начавшейся 30 октября 1974 года в Мордовии, которую политзаключенные объявили в знак протеста против репрессий.
Этот день должен был стать днем всеобщего траура, потому что страна пережила национальную трагедию, отголоски которой ощутимы до сих пор. В мирное время люди лишались жизни или изымались из нее на длительный срок. Нравственные и физические мучения коснулись не только самих репрессированных, но и их родных и близких — отцов, матерей, жен, детей. Пострадало все общество, урон понесли целые сословия — дворяне, казаки, священнослужители, крестьяне, интеллигенция, рабочие. И началась эта трагедия не в 1937 году, на который пришелся пик Большого террора, а сразу после октября 1917 года. На выставке представлены книги из серии «ЖЗЛ», мемуарная, документальная, художественная литература писателей, которые в свое время провели в ссылке.
Е. Гинзбург «Крутой маршрут». Этот роман-автобиография – документ эпохи, честно и беспощадно рассказывающий о сталинских репрессиях и о том, что помогало выжить в мире унижений, пыток, холода, голода и смерти.
А. Рыбаков «Дети Арбата». Анатолий Рыбаков – один из первых писателей, прервавших молчание вокруг запретной темы страшного времени репрессий и культа личности. Трилогия посвящена поколению людей, которые окончили школу в 1930-е годы... Они вступили во взрослую жизнь в страшные 1935-1937 годы, когда страна была опутана ужасом, страх менял людей, заставлял клеветать на вчерашних друзей и близких.
В. Аксенов «Московская сага». Действие романа охватывает едва ли не самый страшный период в истории России ХХ века — с начала двадцатых до начала пятидесятых годов. Семья Градовых, три поколения русских интеллигентов, проходит все круги ада сталинской эпохи — борьбу с троцкизмом, коллективизацию, лагеря, войну с фашизмом, послевоенные репрессии…
Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей». В романе запечатлена величайшая трагедия нашего народа — эпоха сталинского произвола, когда диктатура власти тирана сопровождалась массовыми репрессиями. С громадным художественным талантом повествует писатель о противостоянии человека насилию. Это роман не только о жесточайшем унижении миллионов людей, но и о торжестве мужества, духовности, о человеческой культуре.
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». В рассказе показана самая «обычная» жизнь сталинского лагеря начала 1950-х годов. Главное для героя – русского мужика Ивана Денисовича Шухова – не просто выжить в жестоких условиях лагеря, но и сохранить чувство собственного достоинства и осмысленность даже такого существования.
Ф. Искандер «Стоянка человека». Тема повести – городской чудак Виктор Максимович совершенствует конструкцию махолёта и попутно повествует рассказчику о своём прошлом. А лагерная тема всплывает в его рассказах как бы фоном. Писатель исподволь восхищается своим героем, недвусмысленно давая понять, почему именно Виктор Максимович смог не просто выжить в лагере, но и сохранить в полной мере человеческое достоинство.
З. Прилепин «Обитель». Роман посвящен самому отдалённому периоду сталинских репрессий — Соловкам 20-х годов, последний акт драмы серебряного века, с десятками персонажей, с отчетливыми следами прошлого и отблесками гроз будущего – и целая жизнь, уместившаяся в одну осень. Величественная природа – и клубок человеческих судеб, где невозможно отличить палачей от жертв. Трагическая история одной любви – и история всей страны с ее любовью, кровью, ненавистью, отраженная в Соловецком острове, как в зеркале.
В. Решетько «Черноводье». 1931 год. По всей огромной территории Советского Союза гуляют волны народного недовольства. Правящая партия большевиков приступила к силовому решению проблемы нехватки продовольствия — сплошной коллективизации крестьянства. У селян постановили отобрать их главные источники существования — землю и скот. Особое внимание «реформаторы» обратили на сибирские деревни и села, почти не пострадавшие от заморозков и засухи в предыдущие два года. И вот уже добираются до самых окраин уполномоченные, вооруженные постановлениями партии и правительства и разнорядками на «раскулачивание» вчерашних защитников советского государства — бывших красногвардейцев и красных партизан. Пришла такая беда и в деревню Лисий Мыс, что раскинулась на привольном берегу степного Иртыша. Но люди, живущие здесь, не собираются так просто сдаваться на милость властей! Роман рассказывает о жизни людей, связанных с домом на набережной Москвы, построенным в начале XX века. В центре сюжета — судьбы нескольких поколений жильцов этого дома, их мечты, разочарования и стремления.
Ю. Трифонов (1925–1981) – классик русской литературы. Его почти автобиографическая повесть «Дом на набережной» – самое острое, самое заметное произведение семидесятых годов. Рассказ о том, как жил знаменитый дом в предвоенной Москве и стал символом времени. Главные герои — представители разных социальных слоев и эпох, которые сталкиваются с историческими изменениями, происходящими в стране. Через их судьбы автор показывает, как война и перемены в обществе влияют на личную жизнь и отношения между людьми.
А. Цветаева «Моя Сибирь». Автобиографическое, пронзительное, искреннее повествование о жизни ранимой и стойкой человеческой души в жестоких условиях сибирской «вечной» ссылки. Анастасия Ивановна Цветаева, пройдя тяжкий путь арестов, лагерей и ссылок, не впустила в себя злобу и грязь окружающего мира, но всегда находила в этом мире объекты для любования и дружбы, делилась с людьми и животными теплом души, своими силами и едой. Равнодушие, озлобленность и корысть не касались её сердца ни при каких условиях.
Некоторые из рассказанных в этой книге историй читать по-настоящему больно, но такова жизнь. Как превратить боль в строительный материал для светлой крепости человеческого духа. Это малая часть книг, использованных на выставке.