Ткачество

  Ткачество. Крашение и набойка тканей

 

   Ткачество — это искусство создавать ткани из нитей, переплетая их между собой в определённой последовательности. Ткачество, как и строительство, — самая древняя профессия человека.

   Произведения ручного ткачества – важнейшая составная часть традиционно-бытовой культуры, тесно связанная с историей и образом жизни людей, их эстетическими и религиозными представлениями. В настоящее время отмечается интерес к возрождению традиций ручного ткачества.

   В общем, ткачество включает в себя использование ткацкого станка для переплетения двух наборов нитей под прямым углом друг к другу. Существует много видов ткацких станков.

   Есть некоторые признаки того, что ткачество было известно уже в эпоху палеолита, еще 27 000 лет назад. На участке Долни-Вестонице найден нечеткий оттиск ткани. Согласно находке, ткачи верхнего палеолита изготавливали различные типы веревок, производили плетеные корзины и сложные переплетенные и простые тканые ткани. Артефакты включают отпечатки в глине и обгоревшие остатки ткани.

   Ткачество, изготовленное из растительных волокон, датируется между 10100 и 9080 годами до нашей эры.

   Еще один сохранившийся фрагмент неолита был найден в Фаюме, на участке, датируемом примерно 5000 годом до нашей эры. Этот фрагмент соткан примерно из 12 нитей по 9 нитей на сантиметр в обычном плетении. Лен был преобладающим волокном в Египте в это время (3600 г. до н.э.) и имел постоянную популярность в долине Нила.

   Ткачество было известно во всех великих цивилизациях, но четкой линии причинно-следственной связи установлено не было.
   Примерно в 4 веке до нашей эры выращивание хлопка и знание его прядения и ткачества в Мероэ достигли высокого уровня.

   Коренные народы Америки ткали ткани из хлопка по всей тропической и субтропической Америке, а в южноамериканских Андах - из шерсти верблюдов, в первую очередь одомашненных лам и альпак.
   Испанские колонисты XVI века были впечатлены как качеством, так и количеством текстиля, производимого империей инков. Некоторые из техник и дизайнов все еще используются в 21 веке.

   Ткачество шелка из коконов тутового шелкопряда известно в Китае примерно с 3500 года до нашей эры. Шелк, который был затейливо соткан и окрашен, показывая хорошо развитое ремесло, был найден в китайской гробнице, датируемой 2700 годом до нашей эры.

   На Филиппинах существуют многочисленные доколониальные традиции ткачества среди различных этнических групп. Они использовали различные растительные волокна, в основном абаку или банан, но также включали древесный хлопок, пальму бури.   

   До промышленной революции ткачество было ручным ремеслом.

   Пряла и ткала вся половина русского народа. Девочек привлекали прясть с десяти лет. Главным сырьем в ручном ткачестве в нашем крае был лен. Долог и труден путь льна от крохотного семечка до белоснежной ткани. Самый длительный и трудоемкий процесс – приготовление пряжи. Цель обработки прядильного льна – разъединение лубянистого волокна и деление от древесной части.

   Сначала лен в снопах обмолачивали. Обмолоченный, расстилали под августовские росы. Затем, после просушки, льняное волокно мяли. После этого, выколотив трепалом кострицу, расчесывали его гребнем и, наконец, садились прясть.

  Прядение – работа сложная и утомительная. Бесконечность, бесперспективность в физическом труде начисто убивает азарт, гасят в человеке жажду окончить дело к определенному времени. Усевшись за пряжу, пряха брала в правую руку веретено, а левой осторожно захватывая немного волокна и вытягивала в нить, все время скручивая, чтобы нитка была прочная. Для лучшего вращения веретена на его нижнюю часть надевали прялице – металлическое или глиняное колечко. Такие прялицы археологи находят в слоях земли, относящиеся к десятому тысячелетию до нашей эры. Уже тогда люди умели прясть.

   В описании Кашинского уезда за 1783 год говорится: «Прилежная крестьянка в неделю спрядет льну два фунта; из тонкой пряжи вытыкается три аршина, из толстой – пять, а в зиму напрядет она на 80 аршин, по цене на 5 или 6 рублей. Женщины, вытканные холсты, за исключением для домашних расходов, распродают в Кашине на торгах».

   С веретен пряжу мотали для следующей обработки. Моты вымораживались во время мартовских утренников, от чего черность и суровость пряжи исчезали, и она становилась светлее. Вот такую пряжу и ткать легче. Но с начало нужно проложить основу. В стену вбивали зубья от бороны. Ходила пряха между ними с клубком и считала концы, чтобы не насновать лишнего. Так и говорили «насновала 20 стен». Потом станы заправляли – каждую нитку в свою петельку продевали. Технология ткацкого дела посложнее прядения. Не каждая женщина могла ткать. За день хорошая мастерица ткала одну стену холста. Две стены – около 15 метров.

   Свежевытканные холсты получались пепельно-серого цвета. Его мучали в золе, а затем по снегу. Летом холсты мочили в реке или озере и сушили на лугу. Кашинские торговцы скупали у крестьян от 700 до 800 тысяч аршин холстов и сбывали его в Москву. Сколько же нужно было перепрясть холста, чтобы одеть не только свой дом? Много было возни у женщин с холстом, зато у них появилась добротная одежда.

   Из самой тонкой льняной пряжи ткали холст на белье, рубашки и полотенца. Нижнюю одежду носили практически всю жизнь. Холст, предназначенный для пошива верхних рубах и портов, как правило, окрашивали в синий цвет, употребляя при этом кубовую краску.

    Занимались крашением мастера-красильщики. В 1853 – 1860 годах в Кашине насчитывалось 15 мастеров-красильщиков и 28 подмастерий. По сумме денежных оборотов красильщики были наиболее значительными из ремесленников. Ведь красильщики должны иметь кое-какой капитал для закупки краски. И дело это было не такое уж простое, как кажется на первый взгляд.

   При сплошной окраске материю несколько раз мыли, выколачивали, чтобы сделать ее готовой к принятию в себя краску. Потом погружали в краску, вынимали и повторяли этот прием вновь и вновь. Не все материи выдерживали краску прочно. Иной раз цвет материи бледнел, а то и вовсе пропадал, линял, как принято говорить. Для укрепления краски на ткани наносили специальное вещество, называемое – протравом. Наиболее употребляемые из них были уксусно-кислый глинозем и уксусно-кислое железо.

   Самым распространенным украшением ткани, кроме вышивки, была набойка ткани с рисунком, напечатанным при помощи вырезанного из дерева трафарета. Делались они обычно на неотбеленном или малоотбеленном полотне, потому что он серого цвета, а рисунок сине-зеленого, синего или ярко-красного. Набойщики трудились в Бобровской и Литвиновской  (Сонковский район), Кашинской, Тиволинской и Ванчуговской (в д. Рахово делали набойку с желтым узором), Кобылинской, Подберезской, Потуповской, Савцынской и Славковской волостях. В Славковской волости в д. Гостинец жил мастер набойки Клюкин Иван Иванович, в д. Красный Бор – Постенов Федор, он делал набойку с желтым узором, красил холст и пряжу.

  В XVIII веке в Кашине было шесть красилен и девять красильщиков. В гостинном дворе был крашенинный ряд.

   Мастера набойки пользовались не только узорами, взятыми из народного творчества, но и составляли свои. Другой способ набойки – кубовой. При этом фон был только синего цвета, а весь узор белого, местами украшенный желтыми, зелеными и голубыми цветами. Делались эти узоры так: из воска или других составных частей изготавливали предохранительный состав, так называемый «резерв», или, как его еще называли, «вапа». Этим составом наносили узор на материю, затем ткань высушивали и после просушки опускали в раствор. Набивка делалась и таким способом: брали доску в ширину материи, на ней вырезались желаемые узоры. Теперь доску клали на стол, намазывали на нее краску, сверху накладывали полотно и прижимали чистым валиком. Доска для набойки и набивные крашенные ткани можно увидеть в Кашинском краеведческом музее. Мастера-набойщики внесли большой вклад в декоративно-прикладное искусство, сделав этот раздел красивым и самобытным.