Кузнечное ремесло
(чеканка монет, художественная обработка металла)
Одним из древнейших видов народного искусства является художественная обработка металла. В конце ХVI – начале ХVII века Тверь была значительным центром металлообрабатывающего производства. Тверские кузнецы, умевшие ковать железо и медь, славились по всей русской земле. О высоком искусстве мастеров города Твери свидетельствует паникадила из церкви Белой Троицы, железные двери Успенского собора. Вышний Волочек, Кашин, Торжок, Осташков, Ржев, Старица славились жестянщиками и медниками. Большое распространение получили на Тверской земле разнообразные кованые переносные светцы. Металл широко использовался также при украшении самых различных предметов. С развитием извозного промысла он особенно широко применялся в шорном деле. Также превосходно украшалась конская сбруя. Особенно богато украшали хомут. В Тверской губернии широко бытовали разные по форме медные литые валдайские колокольчики. Они особенно ценились за прочность, звонкость и разнообразное мелодичное звучание. С развитием набивного промысла широко использовался металл для декоративных набивных досок – «манер».
Кузнечным ремеслом кашинцы овладели ещё в глубокой древности. И хотя письменных источников об этом не сохранилось, можно смело утверждать, что в пору Кашинского княжества, да и раньше кузнецы были одними из самых уважаемых людей.
Город строился и развивался, прирастал слободами и посадами, увеличивалось и сельское население, так что труд кузнецов был нужен всем. И они изготавливали для жителей то, без чего не обойтись в повседневности – ножи, ключи, замки, петли, вёдра, железную и медную посуду. Земледельцев снабжали сошниками, серпами, косами, боронами. Для воинов ковали копья, мечи, кольчуги, наконечники стрел, ладили пушечные ядра.
Краевед Сергей Николаевич Постников писал («Кашинские кузнецы», газета «Ленинский завет», 1966 г.), что кузнецы жили в Кашине в разных местах: на Никольской горе в Песошной сотне (по современной топонимике это микрорайон улицы Песочной); на Знаменской горе «перешед Маслятку» (часть современной Курортной набережной); на посаде на Четырёх улицах (территория возле рынка и торговой площади); за городом у водяной мельницы.
В большинстве же своём они селились на Козьмодемьяновском берегу реки Кашинки. Своё название он получил по стоявшей неподалёку церкви святых Косьма и Дамиана, или на русский лад, - Козьмы и Демьяна. В русском народе они почитались как покровители ремёсел, главным образом кузнечного мастерства.
Козьмодемьяновский берег – впоследствии Козьмодемьяновская набережная – тянулся от современных больничных лав до оврага, по которому протекает Кошкин ручей. Ныне это набережная Демьяна Кузова. (Наб. Сгонная, наб. Республиканская, с 11.09.1980 г. – наб. Демьяна Кузова).
Кузнечное ремесло переходило по наследству от отца к сыновьям. Новоявленные мастера тоже предпочитали обосноваться на жительство там, где раньше жили кузнецы: как правило, от прежних хозяев на задворках или на огородах оставалась кузня с горном и наковальней.
В начале XIX века по оврагу вдоль Кошкина ручья стояло 10 деревянных и 10 каменных кузниц. Они были небольшими, кузнец работал обычно с одним – двумя подмастерьями, а то и в одиночку. Однако просуществовали они довольно долго.
«На грани XIX и XX веков, то есть на нашей памяти, - читаем у С.Н. Постникова, - как далёкое эхо первых ударов кузнечного молота, в овраге на Кошкином ручье, у Каменного моста, еще дымились две-три кузницы. Последние кузницы, перед революцией, стояли на границе владений деревни Размесово, у межевой канавы».
Кузнечное дело было у кашинцев в чести, однако далеко не каждый мог стать кузнецом. Мало было обладать недюжинной силой – требовались терпение, аккуратность, умелые и ловкие руки, глазомер, способность чувствовать металл, его свойства. Далеко не последнюю роль играли, говоря современным языком, художественный вкус и творческая жилка. Кашин был известен жестянщиками, медниками, в нашем городе чеканилась своя монета.
Работали местные мастера на привозном сырье. Железо поставлялось в Тверскую губернию и уезды в основном с Урала, с Демидовских заводов.
Кузнецы обслуживали не только местное население, но и выполняли заказы правительства. Кашинский краевед В.Н. Кошелевский в книге «Добрых рук мастерство» приводит выдержки из указа императора Петра Первого: «…в нынешнем 1706 году, января в 31 день, послан к вам Великим Государем указ. Велено в Кашине прежнего 1705 года наряду по образцам в строгости сделать ножевых три тысячи лезев (лезвий) городским и уездным кузнецам всяких чинов и прислать к Москве на градских и уездных поводах не медля не малость».
О высоком мастерстве кашинских кузнецов свидетельствуют факты, приведённые И.Я. Кункиным в книге «Город Кашин. Материалы для истории»: мастер Сергей Борисович Посулихин трудился на Олонецкой верфи «у корабельного дела», на Московском пушечном заводе; Семён Романов сын Поляков работал в Таганроге, на Устюжне, в Москве на пушечном дворе.
В XVII – XIX веках в Кашине были известны семьи кузнецов Вишняковых, Сабельниковых, Ветошниковых, Посулихиных.
Профессия кузнеца долгое время была едва ли не самой распространённой у кашинцев. Так, в Топографическом и историческом описании Кашина сказано, что в конце XVIII века в городе «… цеховых разных художеств и рукоделий считается 114 человек, в том числе: …кузнецов 57».
В 1866 году из 376 ремесленников Кашина кузнечным делом занимались 35 человек. Были свои кузнецы в деревнях и сёлах – Литвинове, Клюкине, Терботуни, Серговке, Эскино, Доможирово, Давыдово, Высоково, Никольском и других.
В Кашине, Кесовой горе, Кое, крупных волостных сёлах устраивались многолюдные ярмарки, где кузнецы могли продавать свою продукцию; работали они и на заказ.
Создавая предметы быта, они умели придать им изящную форму, украшали орнаментом. Большое искусство проявляли при изготовлении ключей, замков, кувшинов, жбанов, сбитенников и другой посуды, светцов – осветительных приборов, которыми пользовались и селяне, и горожане.
Художественной выразительностью отличались кованые лестницы, навесы, решётки, украшавшие XIX – начале XX века жилые дома и здания Кашина. До наших дней дошло немногое, но и то, что сохранилось, впечатляет своей основательностью и вместе с тем изяществом, лёгкостью и ажурностью. Назовём лишь несколько адресов:
здание городской Думы (ныне – Центральная библиотека),
особняк Жданова,
особняк Дорогутина (ныне – Дом детского творчества),
дом Кункина (Пушкинская набережная).
Точных сведений о том, кто именно трудился над их убранством, нет. Вполне вероятно, для этого привлекались мастера и декораторы из Твери и других городов. Однако и местным умельцам под силу было многое. Так, привлекает взгляд нарядный кованный навес-зонтик на доме Третьякова, наб. Демьяна Кузова, 4/1.
Живописными были дымники над печными трубами и вершия водосточных труб. В двадцатом столетии их по старым образцам делали И.К. Ксенофонтов, И.М. Фёдоров.
Секретами кузнечного мастерства в совершенстве владел житель Кашина Анатолий Михайлович Кульков, он был и отличным жестянщиком. В лучших традициях выполнены изготовленные им дымники на улице Социалистической.
В двадцатом столетии, с появлением новых предприятий, индивидуальный труд вытеснялся новыми отношениями. В 1940 году в Кашине небольшие артели, занимавшиеся производством промышленных товаров для населения, были объединены в Райпромкомбинат (с 1970 года – Горпромкомбинат). В его состав, наряду с другими подразделениями, входили кузнечный цех и жестяная мастерская. После реорганизации Горпромкомбината открылся цех металлоизделий, проработавший, также с рядом реорганизаций, до конца 90-х годов. Литейный цех существовал в «Сельхозтехнике». Однако всё это уже мало чем напоминало работу прежних мастеров кузнечного дела.
Особой специальностью у кузнецов в начале ХV века стала чеканка монет. Тверское княжество начало чеканить собственную монету после 1400 года. С конца ХIV века – первая половина ХV чеканят свою монету и некоторые удельные князья, которые таким образом старались подчеркнуть и углубить свою политическую независимость от великого князя. Собственную монету в Тверском княжестве чеканили три удельных княжества – Городецкое, Микулинское и Кашинское. Чеканка кашинской монеты началась Василием Михайловичем вторым, по-видимому, в первый период княжения (1399 – 1412) и возможно было продолжено в 1425 – 1426.
Известны, как кашинская деньга (серебряная монета) так и пул (медная монета местного обращения). На одной стороне деньги изображен всадник с соколом, а на другой фантастическое четвероногое животное с птичьим клювом и поджатым хвостом, который раздвоен на конце. В период между 1402 и 1425 годами чеканка кашинской монеты велась от имени Ивана Борисовича. А.В. Орешников в работе «Русские монеты» до 1547 года приписывает ему деньгу, на которой изображен всадник с соколом.
Коллекция кашинских серебряных денег хранится в Тверском государственном историко-архитектурном музее, а медных – в Кашинском краеведческом музее. Медная монета (пул) является разменной монетой малой стоимости и ограниченного обращения. Его появлением была вызвана исключительная потребность городской жизни. Обилие кашинских пулов, дошедших до наших дней, говорит о развитии в Кашине городского рынка, намного опередившего в этом отношении другие города Тверского княжества.
Процесс изготовления монет помогли нам узнать сами тверские монетчики. У них была традиция изображать самих себя на оборотной стороне монеты. Денежник сидит на низком табурете перед небольшой, имеющий вид столбика, наковальне. В правой руке мастер держит монету. На наковальне находится верхняя матрица. Вокруг наковальни изображены монеты в виде небольших крушков. Чеканка производилась, по всей видимости, холодным способом, путем расплющивания проволоки. Рисунок врезан на матрице вглубь, поэтому все монеты имеют рельефное изображение. На наковальне первоначальным ударом молота расплющивалась проволока, а затем получившийся щиток укладывали на нижнюю матрицу, прижимали верхней и с силой ударяли по верхней матрице. По-видимому, этой технике следовали и кашинские чеканщики монет. Такая техника чеканки монет сохранялась на Руси до петровского времени.
В XXI веке в России с новой силой вспыхнул интерес к старинным ремёслам, к народно-прикладному искусству. Сегодня ковка, особенно художественная, высоко ценится, вновь есть спрос на ажурные ограды, беседки, навершия. И в Кашине прежние традиции не утрачены полностью. Пусть технологии изменились, мастера не перевелись. На фестивалях, ярмарках, праздниках, которые устраиваются в Кашине, проводятся мастер-классы с участием кузнецов. И всегда есть желающие посмотреть на их работу.
Изделия кузнецов, изготовленные в разное время, представлены в Кашинском краеведческом музее, в экспозициях Музея каши и кашинских традиций, Славковской библиотеки, творческого объединения «Жар-птица». И на улицах города можно увидеть работы кузнецов разных времен.