Гончарное дело

ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО

(посуда, игрушки, кирпич)

Тысячелетия служат людям изделия из глины. При раскопках поселений эпохи неолита (IV – VI тысячелетия до н.э.) обломки глиняной посуды встречаются в большом количестве. Обожженная глина, пусть даже на костре, сохраняется практически вечно. Древние гончары впервые создали из глины материал, которого не было в природе. Прежде, когда первобытный мастер делал из камня топор, он не создавал материала, он только изменял его форму. А тут произошло то, чего раньше никогда не было. Человек вылепил из глины сосуд и обжег его на костре. Огонь изменил все свойства глины, сделал ее неузнаваемой. Раньше глина расползалась, размокала от воды. Побывав в огне, она перестала бояться воды. Это была великая победа.

Самые древние глиняные сосуды лепились вручную, и форма их была далеко от идеала. Позднее сосуды правильной округлой формы стали производить с появлением гончарного круга. Когда и где точно это приспособление появилось, к сожалению, не установлено. Но первые упоминания мы видим в Ветхом Завете. Известно, что гончарное дело было особо развито у древних евреев. История гончарного дела очень широка и разнообразна. В каждой части света она своя.

В бассейне Волги гончарный круг известен с IX века, и в прошлом на территории Тверской области был распространен повсеместно. Гончарный круг положил начало гончарному промыслу. О количестве ремесленников-гончаров в Кашине точных сведений нет, но переписные книги упоминают в XVII веке слободу – «Корчагин ввоз», где насчитывалось 56 дворов. Название слободы не случайно, видимо ее жители занимались гончарным делом.

 «Не боги горшки обжигают» - говорит известная пословица, но настоящими мастерами становились люди талантливые с искоркой в душе. Прежде чем сеть за гончарный круг, нужно правильно приготовить глину, это требовало определенных знаний. При формовке изделий весь инструмент гончара – руки. Процесс обжигания так же требовал больших знаний. От температуры, от продолжительности обжига зависит качество изделий. Чтобы посуда не вышла сырой, не перетрескалась и не деформировалась нужно было обладать особым чутьем, большим опытом.

В XIII – XIX вв. гончарный промысел широко был развит в Кашинском уезде, особенно в Зобнинской и Кесовогорской волостях (деревни Борщево, Чириково, Захарьино, Кобылино). У каждого горшечника были свои старинные рецепты приготовления глины и покрытия изделий глазурью. Некоторые предпочитали коричневый фон, а другие фиолетовый. В Борщеве посуду обжигали в коптящем пламени, чернолощеные кувшины отличались холодным металлическим блеском.  В Кашинском краеведческом музее хранится обширная коллекция бытовой керамики ХIХ – начала ХХ века, различные по форме горшки, для зерна, корчаги для пива, сосуды для воды, молочные кринки.

Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного дела. Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок коня, птицы. Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное.

Игрушки отличались лаконичной выразительной формой, иногда, украшались мелким вдавленным рисунком. Среди них традиционные кони, всадники, животные, птицы, уточки, петушки, курочки. Вначале гончары лепили посуду, а из остатков глины лепили игрушки.

Гончарное дело не стояло на месте, скоро гончарные изделия стали использоваться в строительстве. Пример тому - огнеупорный кирпич. Гончарные изделия отличались своей прочностью, долговечностью, водонепроницаемостью. Именно сохранившиеся гончарные изделия рассказывают нам, как жили наши предки, и как развивалось это древнее почетное ремесло.

Документы свидетельствуют, что кирпич в Кашине начали делать в начале XVI века. В княжеской межевой грамоте от 1512 года названо владение Флоро-Лаврской церкви «на которой земле кирпич делали для большой церкви». Большая церковь – это Воскресенский собор – строение удельного князя Юрия Ивановича Дмитровского. Собор строили московские мастера, а кирпич делали на месте. К тому времени кашинцы делали кирпичи не только для своих нужд, но и на продажу. Документы свидетельствуют, что в 1508 году Кирилло-Белозерский монастырь купил у кашинцев «у Голанки с товарищами 10000 штук кирпича». В конце XVI века производство кирпича в Кашине получило широкое развитие. Об этом говорят следующие документы. «В связи с организацией в 1584 году Приказа каменных дел во всех городах начали сыск мастеров-кирпичников, не забыли и Кашин. В 1606 году приезжал сюда Иван Талбузин «Сыскать кирпичников, обжигальщиков и других специалистов этих дел». Видимо Талбузин был наслышан о кашинских мастерах. В 1627 году из Кашина по цареву приказу были направлены «на Москву церковные и дворцовые и палатные и городовые разные дело делать» 29 каменщиков. Документы 1627 года и 1646 года называют большую группу кашинских государевых строителей – Огурцовых, Золотухиных и других. Все записанные государевы кирпичники пользовались значительными льготами.

Техника производства кирпича была примитивна и трудоемкой: формировали кирпичи вручную, сушили только летом, обжигали в напольных печах-времянках. Производство кирпича возросло только в последней четверти ХVIII века, когда в 1762 году Екатерина Вторая учредила комиссию для строения городов. Генеральным планом 1777 года в Кашине предусматривалось 55 каменных дома. В уезде появились кирпичные заводы. К северу от Кашина у реки Кашинки были поставлены обжигательные печи и сушильные сараи для выделки кирпича. В 1783 году у Гурьевского моста стояли уже три кирпичных завода, на которых было занято 50 рабочих.  В 1863 году – четыре кирпичных завода. К 1917 году было два завода купцов Охановых. К середине ХIХ века в Кашине было построено 30 каменных храмов и около 30 домов. В конце ХIХ века Кашин мог позволить себе каменное строительство, в архитектурную среду города вошел «кирпичный стиль».

Из кашинского кирпича были отстроены купеческие особняки, дома, храмы нашего края.