Выставка
|
Роспись по дереву — декоративно-прикладное искусство, имеющее многовековою историю. Художественная роспись по дереву велась яркими красками. Расписные сувениры передавались из поколения в поколение и ценились подрастающей молодежью.
Существует очень много видов росписи по дереву, разных традиционных техник и школ.
На выставке представлены работы такие виды росписи, как мезенская, ракульская, городецкая.
Затейливые узоры, рисунки, герои и сцены из литературных произведений на дощечках, подносах, шкатулках и вазах и сегодня прекрасно смотрятся в интерьере любых помещений.
Сувениры, расписанные вручную, становятся прекрасным подарком на любой праздник.
МЕЗЕНСКАЯ РОСПИСЬ возникла в лешуконской деревне Палащелье на берегу реки Мезени, считавшейся центром росписи по дереву. Отсюда — ее второе название: палащельская.
Один из старейших художественных промыслов Русского Севера был призван украсить крестьянский быт, предметы повседневного обихода. Наибольшее распространение роспись получила в XIX веке. Секреты этого древнего ремесла первоначально передавались из поколения в поколение строго по мужской линии.
Главными персонажами мезенского декора стали лошади и олени. Они рисовались в двух традиционных цветах палащельской росписи — красном и черном. Черный цвет получали из смеси сажи с раствором лиственничной смолы. Красный — из найденной на берегу глины, а позже из сурика. Орнамент наносился на негрунтованную древесину перьями глухаря, тетерева, деревянной палочкой либо кистью из человеческих волос. Для появления ярко-желтого оттенка изделие покрывалось олифой, а для мягкости пропитывалось льняным маслом.
В узор старинных изделий художники вкладывали целый рассказ, а для близких оставляли послание или пожелание. Каждый элемент и завиток рисунка имел определенное значение и располагался особым образом. Красные кони олицетворяли солнце. Несколько коней, изображенных друг за другом, обозначали движение светила по небосводу. Гуси, лебеди и утки считались душами ушедших родственников, летающими поблизости от живых людей и приходящими на помощь в трудный момент. Ели — воплощение мужской силы. Небесными роженицами, дарующими жизнь всему на земле, были оленихи. Семейное древо жизни рисовалось со стволом, заполненным ромбами — многочисленными родами предков. Его завитые корни обозначали подземный мир. Солярный знак на верхушке выступал символом мира небесного. Художники в декоре использовали многочисленные знаки плодородия — вспаханные поля, корни, цветы, плоды и семена.
Чаще всего мастера покрывали узорами прялки (главный предмет для росписи), короба, хлебницы и продавали их в ближайших селениях на прибрежьях рек Пинега, Печора и Двина. Для мезенских прялок выбирались подходящие деревья, корневую часть которых можно было приспособить под днище. Поэтому прялка получила местные названия «корневуха» или «прялица-кокорица». 1820 годом датирован самый старинный экземпляр мезенской прялки в рукописях собрания Пушкинского Дома.
Прялки изготавливали преимущественно из ели или березы. Березовая древесина в давние времена считалась более дорогой, так как имеет более однородную основу и благодаря этому обладает высокой прочностью. Еловая древесина отличалась более светлым цветом и запахом хвои. Ель применялась для изготовления прялок на продажу. По сохранившимся подписям на обратной стороне прялок известны имена мастеровых династий: Аксёновы, Кузьмины, Новиковы, Федотовы, Шишовы.
Происхождение росписи не установлено до сих пор. Большинство исследователей относят сюжетные композиции к древнеязыческим верованиям. Специалист в области русского народного искусства С. К. Жегалова в своей книге проводит параллели между мезенской росписью и наскальными рисунками Заонежья, обнаруженными в середине XX века. Есть схожесть изобразительной техники и с росписями народов Севера, Индокитая и Средней Азии.
Григорий Аксёнов, Василий Аксёнов и Василий Федотов, по прозванию Вася Климович, прославились как наиболее выдающиеся художники по росписи. Степан Фатьянов с сыном Иваном в селе Селище и Федор Федотов в деревне Палащелье продолжили традиции мастеров прошлого — они воскресили роспись, практически забытую в военные годы.
В наши дни мезенская роспись широко используется в Северодвинске и Архангельске, на сувенирной продукции экспериментального предприятия «Беломорские узоры». Здесь росписью занимаются в основном женщины. Современные рисунки наносятся кистью и имеют более обтекаемые формы по сравнению с росписями в старину. Благодаря схематичности и незамысловатости узоров они хорошо воспринимаются и легко повторяются детьми.
РАКУЛЬСКАЯ РОСПИСЬ — русский народный промысел Красноборского района Архангельской области. Роспись получила название от реки Ракулки (приток Северной Двины). Центром промысла является деревня Ульяновская (Муниципальное образование «Черевковское»). Вместе с пермогорской и северодвинской росписью входит в понятие росписи северодвинского типа.
В росписи главную роль играет золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном в виде листьев, кустиков и птиц (сороки, курицы). Чёрным цветом исполнен не только контур, но и детали. Промысел возник в середине XIX века и стал затухать в 1930-е годы. Промысел возник и передавался в семье Витязевых.
Мотивы ракульских изображения не особенно оригинальны. Чаще всего это либо растительный орнамент с переплетением ветвей и листьев, либо крупная листва на кустиках, либо стилизованные птицы. Но на деревянных досках, подносах, прялках и набирухах эти знакомые, типичные для народной росписи мотивы смотрятся очень нарядно, динамично, певуче.
Что выделяет образцы ракульской росписи по дереву:
-
насыщение цветов – скудным использование цвета на расписных предметах точно не назовешь, и этот активный цветовой выбор первое, что бросается в глаза;
-
использование крупных и средних деталей – фон доски практически заполнен, ощущения больших пустот нет, рисунок можно назвать пестрым за счет этих крупно прорисованных деталей;
-
активное сочетание коричнево-красного и зеленого, желтый и оранжевый цвета только помогают двум главным колорам;
-
«пухленькие» птицы – очень часто именно такая ассоциация возникает у того, кто оценивает ракульскую картинку, ее пташки действительно отличаются от других птиц на расписных изделиях своим округлым, полноватым туловищем;
-
идеальная композиция – в композиционном решении ракульские работы совершенны, хотя с такими активными цветами, многообразием элементов, созданием динамики изображения соблюсти композиционное равновесие непросто.
Удивительно и то, что работы не самого популярного русского промысла, органично выглядят в современном интерьере. Если в доме господствует нордический стиль с белыми сканди-стенами, обилием натурального дерева и натурального текстиля, в качестве декоративных акцентов яркие ракульские доски, подносы и блюда, шкатулки будут просто идеальны.