1 ноября
|
Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. Вот и читатели Уницкой сельской библиотеки-филиала 1 ноября пришли на не совсем обычное для сельской библиотеки мероприятие – «Вечер русского романса».
Где же впервые появился романс?
Откуда пришел он к нам, на русскую землю?
Что означает это слово?
Чтобы ответить на эти вопросы, зрители отправились в своеобразное путешествие во времени. А началось оно в Испании. Эта страна считается родиной романса. Да и слово «романс» происходит от испанского «романсе», то есть исполняемый на «романском» языке (так назывался тогда испанский язык). Затем слушатели и участники вечера переместились в Россию 18 века, ведь истоки русского романса лежат в камерной музыке 18 века. В 1759 году в свет вышел первый печатный нотный сборник - «Собрание разных песен» Г. Теплова. Автор положил на музыку популярные любовные стихи. Сборник сразу завоевал признание у любителей любовной лирики. Потом собравшиеся познакомились с творчеством поэтов и композиторов 19 века. Именно в это время слово «романс» появляется в русском языке. Его впервые употребили Г.Державин и Г. Хованский. Необыкновенно проникновенные романсы, раскрывающие чувства человека, образы природы создавал Н. Римский-Корсаков. П.И. Чайковский написал более 100 романсов. Наивысшего расцвета этот жанр достиг в творчестве А. Кольцова и Н. Цыганова. На стихи А. Кольцова писали музыку многие известные композиторы: М. Глинка, А. Гурилев, М. Балакирев, А. Даргомыжский. В это же время появляются разновидности романса: элегия, баллада, драматический монолог, городской, цыганский и народный романс. Вот и 20 век. В 30-е годы романс вступает в ритм танго, что провоцирует его еще большую популярность. С помощью радио и патефона он входит в каждый дом. Любимыми исполнителями становятся И. Козловский, С. Лемешев, К. Шульженко, И. Юрьева. А самым блестящим исполнителем по праву считается Ф. Шаляпин. Но затем, новая власть объявляет «романс» «буржуазным пережитком», мешающим строить светлое будущее, где не место всяким любовным переживаниям. И в русской культуре на несколько десятилетий он был забыт. Лишь только с конца 50-х годов романс постепенно стал возвращаться к слушателям. На рубеже 20-21 веков романс словно переживает второе рождение. Он начинает служить элементом стилизации под какую-либо эпоху, обозначением определенного культурного слоя, выражать лирическое состояние современных героев.
Ведущие вечера так же познакомили собравшихся с необычной судьбой некоторых известных романсов, таких, как «Я помню чудное мгновенье...» (сл. А. Пушкина, муз. М. Глинки), «Средь шумного бала» (сл. А. Толстого, муз. П. Чайковского), «Отцвели уж давно хризантемы в саду...» (авт. Н. Харито).
И, конечно же, на протяжении всего вечера звучал романс: и в записи (мы услышали голоса Ф. Шаляпина, С. Лемешева, С. Захарова, хор Сретенского монастыря), и, конечно же, в исполнении самодеятельных артистов.
Вот такой диалог чувств и эмоций состоялся между читателями и библиотекой, обогатив их духовный мир. Люди, пришедшие в библиотеку, получили возможность не только познакомиться с частью русской музыкальной культуры, но и прочувствовать особенности определенных исторических периодов.
Когда вечер подошел к концу, зрители выразили надежду, что традиция проведения вечеров романса в библиотеке будет иметь продолжение.
В заключение хочется добавить: мероприятие подобного плана в библиотеке проводится уже во второй раз. В 2012 году читателям библиотеки была представлена литературно-музыкальная композиция «О бедном гусаре замолвите слово!», в основу которой легли романсы на стихотворения героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова, проводившееся в рамках празднования 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года.
Оба мероприятия были подготовлены в творческом сотрудничестве библиотеки и Уницкого сельского Дома культуры.
Вечер русского романса подготовили и вели ведущий библиотекарь Уницкой сельской библитеки-филиала В. Д. Пилюта, директор Уницкого сельского Дома культуры Н.В. Алабугина, художественный руководитель Уницкого СДК Т.В. Кондратьева.