Ланков А.В.

Александр Васильевич Ланков

(30.04.1884 – 02.02.1953 гг.)

 

В истории математического образования первой половины XX в. профессор Александр Васильевич Ланков (30.04.1884 – 02.02.1953) оставил лидерский след в качестве прогрессивного школьного учителя и замечательного вузовского педагога. Он автор различных школьных учебников, задачников, научных пособий, которые были очень популярны в свое время. Его перу принадлежит большое количество работ по методологии и методике, истории математики. Важно отметить заботу А.В. Ланкова о подготовке научных кадров для физико-математического факультета Пермского (Молотовского) пединститута, где он работал с 1934 по 1953 г.

Александр Васильевич Ланков родился в 1884 г. в д. Воронцово Корчевского уезда Яковлевской волости Тверской губернии. Его отец, Василий Илларионович, – бывший крепостной, после реформы 1861 г. служил лесником, позднее приписался к мещанскому сословию и занимался сельским хозяйством, мать из крестьянской семьи. Александр окончил начальную школу и двухклассное сельское училище в с. Медведицком. Как хорошо успевающий ученик был оставлен при училище еще на один год для подготовки к поступлению в Новоторжскую учительскую семинарию.

В 1903 г. он окончил семинарию и начал свою педагогическую деятельность сначала учителем начального училища в с. Марьино, потом – в двухклассном училище с. Кимры Тверской губернии.

Александр Васильевич сразу же стал активно сотрудничать с журналами "Учитель", "Русский начальный учитель". Его первые статьи: "Первые мысли на учительском поприще" (1905), "Земские учителя и их положение" (1906), "К вопросу об индивидуальности детей" (1908), "Народное образование в Тверской губернии" (1909) и другие были посвящены в основном проблемам общей педагогики.

Жажда к познанию, любовь к педагогической деятельности привели молодого учителя в 1907 г. в Московский учительский институт, который он окончил в 1910 г. с золотой медалью по специальности "Методика математики". Одновременно учился в Московском коммерческом институте в качестве вольнослушателя.

После окончания института в педагогической деятельности Александра Васильевича прослеживаются три периода:
- работа в различных учебных заведениях Тверской губернии (ныне Тверская область);
- работа в вузах Узбекской ССР;
- работа в Пермском (Молотовском) пединституте.

С 1910 по 1915 г. А.В. Ланков – преподаватель высшего начального училища в г. Твери. Некоторое время заведовал управлением по народному образованию в городской думе. В круг его интересов входили многие вопросы школьной математики. Так, в 1915 г. на учительском съезде учебного округа он выступил с докладом "Арифметические задачники". После съезда ему поручили написать новый вариант программы по арифметике для Высших начальных училищ.

В 1916 г. его, как подающего надежды математика и методиста, направляют преподавателем в учительскую семинарию с. Поливаново (Подольский уезд Московской губернии), которая была известна в России высоким уровнем преподавания и традициями в области методики математики. Здесь Александр Васильевич пополнил свои знания по методике преподавания математики.

В 1919 г. по возвращении в г. Кимры и назначении заместителем заведующего отделом народного образования, он энергично включился в работу по созданию новой системы обучения, уделяя большое внимание росту педагогического мастерства учителей. Летом 1919 г. по его предложению были организованы курсы для учителей уезда и создано Кимрское отделение союза работников просвещения, а Александр Васильевич избран председателем правления. По его инициативе и при его участии в сентябре этого же года открылись постоянные педагогические курсы, позднее на их базе в г. Твери был организован педагогический техникум, а А.В. Ланков стал его первым директором.

В 1922 г. по приглашению Тверского губернского отдела народного образования он занимает пост заведующего фабричной средней школой и остается в этой должности до конца 1929 г. Одновременно преподает математику в педагогическом техникуме (1922 – 1924), потом на рабфаке и в педагогическом институте (1928 – 1929). При обучении математике Александр Васильевич широко пропагандирует связь теории с практикой.

Нельзя не отметить его активную общественную работу. Так, в 1917 г. (с. Поливаново) он был избран гласным в уездное земство и председателем финансово-бюджетной комиссии в волостное земство, а с 1920 г. начал деятельность в профсоюзной организации (г. Кимры). В 1922 – 1923 гг. он является секретарем президиума губернского правления союза работников просвещения и депутатом Тверского горсовета (1925 – 1926).

С 1917 г. Александр Васильевич активно включился в работу по написанию учебников и учебных пособий. Первый учебник "Начала алгебры. Собрание алгебраических примеров и задач для Высших начальных училищ" был опубликован книжным издательством Одессы в 1918 г. Учебное пособие "Устный счет. Очерки по теории и практике устных вычислений" опубликовано в 1922 г. издательством "Работник просвещения" (Москва). Цель пособия – популяризация устных вычислений. В пособии подробно рассматривается методика различных приемов устного счета. Автор отмечает, что, прежде всего, внимание должно быть сосредоточено на получении верных ответов и применении наиболее "изящных" способов вычисления, а уже затем – на времени нахождения ответа. В работе обращается внимание на развивающее влияние устного счета. Второе, переработанное автором, издание вышло в 1924 г. в виде задачника для учителей, оно содержит много упражнений для устных вычислений.

Издательством "Работник просвещения" в 1923 г. опубликовано пособие для учителей "Математика в трудовой школе", которое переиздавалось семь раз. Пособие содержит ряд методических очерков, в которых раскрываются цели и задачи изучения математики, основные принципы построения предмета и методы его преподавания. В частности, метод целесообразных задач, лабораторный, исследовательский и др. Особое значение придается последнему. Его сущность автор видит в "самостоятельной работе учащегося по наблюдению, в подборе и обработке материала, выводах работы". А.В. Ланков предлагает использовать в обучении задачи с практическим содержанием. Обращает внимание на значение исторического материала, игр и экскурсий в школьной методике математики. Замечает, что "минуты истории" внесут в уроки оживление, интерес и помогут делу математического развития учащихся. В конце пособия предлагается перечень книг с краткими рецензиями автора и странички истории, которые помогали учителю в его математическом и методическом самообразовании. Книга была положительно отмечена критикой. "Ценно все содержание книги, начиная с вопроса о методике вообще и методике математики, в частности, и кончая страничкой из истории математики» ("Вестник просвещения", издательство. МосгубОНО, 1924, № 7– 8, с. 291).

Особенно активно к созданию школьных учебников А.В. Ланков обратился в 20-е гг. Большими тиражами на русском и других языках народов СССР были изданы различные сборники задач по арифметике и алгебре, в которых нашел свое отражение его многолетний опыт преподавания математики. При их разработке автором используются темы, которые ранее в задачниках не рассматривались. Вот лишь некоторые примеры сборников: "Математика на службе труда" (1925 – 1926); "Алгебраический задачник на основе техники и экономики" (ч. I и II, 1925) и др., опубликованные издательством Рабпрос (Москва). В них приводится много справочных данных и таблиц, необходимых для самостоятельного составления задач учителями и учениками, содержатся геометрические упражнения. Отличительными особенностями учебников, задачников и учебных пособий являлись новизна взглядов автора, оригинальное расположение дидактического материала, строгость рассуждений, общедоступность изложения. Они были популярны среди учителей, неоднократно переиздавались и оказали заметное влияние на повышение качества обучения математике.

В конце 1930 г. начинается новый период в педагогической деятельности А.В. Ланкова. В сентябре его избирают заведующим кафедрой математики Ферганского пединститута Узбекской ССР, которую он возглавлял четыре года.

В 1932 – 1933 гг., работая в Маргеланском хлопковом институте, одновременно преподавал в Бухарском пединституте. Принимает активное участие в организации и становлении Андижанского и Маргеланского вечерних пединститутов. Александр Васильевич вел напряжѐнную преподавательскую и научно-методическую работу. Студентам читал курсы по математическому анализу, высшей алгебре, теории вероятностей и математической статистике, методике математики и др. А.В. Ланков являлся председателем городского бюро секции научных работников г. Ферганы, в 1932 г. возглавлял бригаду, которой была поручена подготовка новых институтских программ.

Научно-исследовательскую работу в области методики математики Александр Васильевич увязывал с улучшением работы местных школ. Им были разработаны и опубликованы на узбекском языке учебники, задачники по математике для школьников, различные школьные программы по математике, очерки по методике математики для учителей начальной и преподавателей семилетней школ (изд. УЗГИЗ, 1932 – 1933). Всего более тридцати книг.

Большое внимание уделял популяризации знаний, считая, что без этого невозможно научное творчество. Читал публичные лекции в различных аудиториях (пединститутах, Культармейском университете, на курсах кишлачных учителей).

Государственный ученый Совет Наркомпроса Узбекской ССР 2 июля 1933 г. утвердил Александра Васильевича Ланкова в ученом звании профессора по кафедре методики математики.

С 1934 г. вся жизнь профессора А.В. Ланкова была связана с Пермским (Молотовским) педагогическим институтом. В сентябре он по приглашению дирекции возглавил кафедру математики на физико-математическом факультете. С 1939 по 1947 г. исполнял по совместительству обязанности заместителя директора Пермского пединститута по научной и учебной работе, а с 1941 г. – заведующего кафедрой в учительском институте. С 1938 г. в течение 15 лет руководил кафедрой высшей алгебры и геометрии. Членами кафедры являлись Е.Г. Гонин, В.У. Грибанов, М.К. Рахилевич и Е.К. Минацевич. Все предвоенные и военные годы кафедра оставалась в этом составе. После войны численность сотрудников кафедры увеличилась. Преподаватели кафедры осуществляли учебный процесс на стационаре и отделении заочного обучения физико-математического факультета, а также в функционировавшем тогда учительском институте. В частности, профессор А.В. Ланков читал лекции по аналитической геометрии, теории чисел, методике математики и др. Его лекции, глубокие по содержанию, отличались ясностью, увлекательностью, литературной красотой изложения и пользовались большой популярностью у студентов. Он рассматривал и вопросы истории изучаемой темы, обращал внимание на педагогическое значение материала для будущих учителей математики. Им был разработан и многие годы читался студентам третьего курса спецкурс по истории математики, на котором студенты знакомились с историей методики преподавания математики, историей математического образования в России. В творческой жизни А.В. Ланкова того времени учебно-методическая работа занимала одно из первых мест. Под его руководством члены кафедры проводили большую внеаудиторную работу со студентами. Уделялось внимание изготовлению наглядных пособий по различным темам элементарной математики. Студенты использовали их в период педагогической практики. В течение многих лет профессор А.В. Ланков являлся членом и председателем комиссии по приему государственных экзаменов на физико-математическом факультете.

При кафедре алгебры и геометрии под руководством Александра Васильевича была открыта аспирантура по специальности "Методика преподавания математики". Форма обучения – очно-заочная. В предвоенные годы в ней обучались Н.Д. Беспамятных, В.У. Грибанов, М.К. Рахилевич, Е.П. Уварова.

В 1942 г. кандидатскую диссертацию "Развитие геометрических идей в России (XVIII в.) " защитила М. К. Рахилевич (Молотовский государственный педагогический институт).

В 1949 г. в Академии педагогических наук Н.Д. Беспамятных защитила кандидатскую диссертацию "Научное и методическое значение алгебраических работ Н.И. Лобачевского".

Кандидатскую диссертацию на тему "Арифметика приближенных вычислений в средней школе" в 1950 г. защитил В.У. Грибанов. Ему и М.К. Рахилевич было присвоено ученое звание доцента по кафедре алгебры и геометрии.

С 1937 г. институт приступил к систематическому выпуску сборника "Ученые записки ПГПИ", профессор А.В. Ланков входил в состав редакционной коллегии. В этих сборниках печатались и его научные статьи: "Н.А. Лобачевский в элементарной геометрии" (1938), "К вопросу о теоретических основах систематического курса арифметики" (1949) и др.

В своих научных исследованиях А.В. Ланков вопросам арифметики уделял много внимания. Статьи его неоднократно публиковались в журнале "Математика в школе" ("Арифметические задачи как один из факторов политехнического обучения", "Классификация задач в арифметике") и других изданиях. В 1948 г. была опубликована его работа "К вопросу о теоретических основах методики преподавания систематического курса арифметики". В ней автор отмечал, что в школьном курсе хорошо разработана методика преподавания начального курса арифметики, а в методике систематического курса имеется ряд проблем. Далее в работе анализируются программы разных лет обучения и содержание систематического курса арифметики. Рассматривается логическая структура курса. Выводы в работе подтверждаются экспериментальными данными автора и наблюдениями учителей.

Профессор А.В. Ланков разрабатывал не только вопросы методики арифметики. В его научном наследии имеются работы, посвященные методике геометрии, алгебры, тригонометрии. Большое внимание Александр Васильевич уделял росту педагогического мастерства учителей г. Перми и области. Выступал с докладами на конференциях, съездах, курсах городского и областного отделов народного образования. Под его руководством преподаватели кафедры курировали работу базовой школы при пединституте: оказывали методическую помощь учителям математики, посещали открытые занятия, приглашали учителей на заседания кафедры. А.В. Ланков и сотрудники кафедры присутствовали на заседаниях предметной комиссии и других мероприятиях в школах. Очень активно профессор А.В. Ланков занимался пропагандой передового опыта учителей. Он считал, что действенной формой популяризации опыта учителей является издание методических сборников, в которых публикуются их работы.

Замечательные организаторские способности Александра Васильевича проявились в организации математических олимпиад школьников. Он придавал им большое значение в деле повышения интереса к математике, развития творческого мышления учащихся, выявления наиболее одаренных и подготовленных детей. В течение ряда лет участвовал в разработке олимпиадных задач, являлся председателем и членом жюри математических олимпиад школьников Пермской (Молотовской) области. По инициативе кафедры алгебры и геометрии был пересмотрен план проведения математической олимпиады школьников, которая проводилась в марте 1949 г. Решили провести олимпиаду в г. Молотове только для учащихся 7-х классов, а главное внимание уделить школам области. По договоренности с областным отделом народного образования были разработаны подробные инструкции. Выбраны районные центры, где должна проходить олимпиада в два тура; подобраны задачи. Все материалы своевременно разосланы на места. Очень важно было сравнить уровень математической подготовки школьников в областном и районных центрах. Подводя итоги, Александр Васильевич отмечал, что опыт проведения олимпиады оказался удачным. Профессор А.В. Ланков и его коллеги по кафедре сделали очень многое для реализации программы проведения математических олимпиад в школах Пермской области.

А.В. Ланков внес существенный вклад в разработку методики преподавания математики в средней школе. Однако профессора заботили и вопросы вузовской методики математики. В частности, много внимания уделял он методике организации педагогической практики студентов, изготовлению наглядных пособий, разработке курса элементарной математики в вузах.

В статье " Научные работы по методике математики" Александр Васильевич подвел итоги большой научной работы в этой области, проводившейся в стране за 1934 – 1949 гг. Его анализ более 70 диссертаций показал, что их авторы разрабатывали главным образом вопросы преподавания математики в средней школе, мало уделяя внимания методике преподавания математики в вузе. Вместе с тем А.В. Ланков, заключает, что "методика математики строится как наука".

Александр Васильевич был одним из инициаторов и организаторов научно-методических конференций математических кафедр педвузов Уральского региона. В довоенный период состоялось пять конференций в городах: Свердловск (1935), Пермь (1936), Киров (1937), Тюмень (1938), Свердловск (1939). На конференциях обсуждались задачи: улучшение постановки преподавания математических дисциплин; воспитание научных кадров; активизация научно-исследовательской работы преподавателей.

С 1948 г. работа конференций математических кафедр возобновилась. В послевоенный период на конференциях стали выступать учителя, научные работники университетов, члены редколлегии журнала "Математика в школе", представители Министерства просвещения РСФСР и Академии педагогических наук.

Постепенно формировались основные направления работы. Рассматривались вопросы преподавания математики в вузе и средней школе; истории и методологии математики. На всех конференциях (кроме первой) заслушивались научные доклады как обзорного характера, так и о результатах конкретных исследований. Обсуждались учебные планы и программы, учебники и учебные пособия для студентов.

В 1949–1953 гг. конференции проходили в городах: Тюмень (1949), Молотов (1950), Челябинск (1951), Свердловск (1952), Киров (1953).

Они сыграли заметную роль в деле постановки преподавания математических дисциплин в вузах и школах, активизации научно-исследовательской работы преподавателей математических кафедр пединститутов. В журналах "Математика в школе" (1950, №1) и "Успехи математических наук" (1952, т. VII, вып. 3 (49) были опубликованы статьи А.В. Ланкова, посвященные анализу работы конференций.

Профессор А.В. Ланков принимал активное участие в десяти конференциях: выступал с докладами, руководил секциями, организовал публикацию материалов второй и восьмой конференций (1936, 1950), которые состоялись в Перми. Его доклады посвящались вопросам школьной и вузовской методики математики, истории и методологии математики. В организации, проведении и работе восьмой конференции, проходящей в Молотовском педагогическом институте (1950), приняли участие все члены кафедры алгебры и геометрии. Конференция прошла с большим успехом. Было заслушано 10 научных и 12 методических докладов, с двумя из которых выступил А.В. Ланков: "Симон и Юнг", "Диссертации советских ученых по методике математики".

В Свердловске (1952) выступив с сообщением "О преподавании методики математики в пединституте", он представил исторический обзор программ начиная с 1933 г. и кончая проектом программы 1952 г; наметил основные требования к изложению материала курса "Методика математики".

Содержательными материалами по истории математики была богата десятая конференция (1952). На ней А.В. Ланков выступил с докладом "Материалы к биографии Уральского математика И.М. Первушина", в котором отметил, что ему удалось найти свыше 30 источников, характеризующих деятельность И.М. Первушина, уточняющих различные этапы его научной деятельности и позволяющих внести поправки в биографию ученого. А.В. Ланков планировал выступить с докладом "Материалы об уральских математиках-педагогах XIX в." на XI конференции в г. Кирове (1953).

Профессору А.В. Ланкову принадлежит ряд историко-математических работ, раскрывающих и методические проблемы. В журнале "Математика в школе" (1949, № 6) была опубликована статья "К истории вопроса о реформе преподавания математики". В ней Александр Васильевич отмечает, что Ф. Клейн, считающийся признанным руководителем международного движения за реформу преподавания математики, нередко затушевывает роль и место России в этом движении. Среди 300 имен ученых XIX в. Клейн ни разу не упомянул имя такого крупного Российского математика, как П.Л. Чебышев. В заключении А.В. Ланков указывает, что Петербургская комиссия преподавателей математики, Московское общество распространения технических знаний, журналы России поднимали и разрабатывали вопросы методики преподавания значительно раньше, чем в Германии. Более крупной и, несомненно, замечательной работой А.В. Ланкова была книга "К истории развития передовых идей в русской методике математики" (М.: Учпедгиз, 1951). В ней содержится ряд очерков от основных этапов развития методики математики России в XIX в. и роли русских педагогов в разработке и реализации передовых идей. Профессором А.В. Ланковым было опубликовано более 30 книг (учебников, задачников, учебных пособий, монографий), свыше 100 статей. Многие материалы не потеряли своей актуальности и сегодня. Александр Васильевич и в Перми совмещал труд в вузе с большой организационно-методической и общественной работой, много общался с учителями. Как лектор общества "Знание", в годы Великой Отечественной войны вел большую агитационную работу в воинских частях, осуществлял шефство над санитарным поездом, в течение 1941 – 1943 гг. провел более 100 лекций и бесед для раненых бойцов. К своим служебным и общественным поручениям он относился творчески и очень ответственно.

Научно-педагогическая и общественная деятельность профессора А.В. Ланкова оказывала большое влияние на формирование жизненных принципов его учеников. Один их них, В.И. Рябухин, в работе "Жизнь и творчество проф. А.В. Ланкова (к 85-летию со дня рождения)" написал: "Велико было обаяние Александра Васильевича – всегда полный творческой энергии, остроумный, жизнерадостный, он невольно заражал своей энергией всех, кто работал или просто беседовал с ним… Поражала разносторонность интересов Александра Васильевича. Отдавая основную часть своего до предела насыщенного времени любимому детищу – методике математики, он находил часы, чтобы глубоко изучить живопись, скульптуру, архитектуру".

За многолетнюю плодотворную научно-педагогическую деятельность и достигнутые успехи профессор А.В. Ланков награжден орденом "Знак почета", медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. ", нагрудным знаком "Отличник народного просвещения РСФСР".

 

Список литературы

1. Зверева Ю.Н. Профессор А.В. Ланков (1884 – 1953), его вклад в развитие образования / Ю.Н. Зверева // Проблемы модернизации школьного математического образования / ПГПУ. Пермь, 2003. С.52–56.

2. Зверева Ю.Н. Роль профессоров А.В. Ланкова и Е.Г. Гонина в развитии научного потенциала математического факультета ПГПИ / Ю.Н. Зверева // Проблемы обучения математике в современной школе / ПГПУ. Пермь, 2001. С.18–28.

3. Зверева Ю.Н. Научно-методическое наследие профессора Александра Васильевича Ланкова в Пермском пединституте / Ю.Н. Зверева, О.Л. Калинина // Проблемы многоуровневой подготовки учителей математики для современной школы / ПГПУ. Пермь, 2008. С.69–70.

4. Зверева Ю.Н. Из истории научно-методических конференций математических кафедр педвузов Уральской зоны / Ю.Н. Зверева, О.Л. Калинина // Проблемы историко-научных исследований в математике и математическом образовании: материалы Междунар. науч. конф. / ПГПУ. Пермь, 2007. С.153–158.

5. Курбатов В.А. Уральская научно-методическая конференция математических кафедр педагогических вузов/ В.А. Курбатов // Успехи мат. наук. М., 1952. С.182–184.

6. Ланков Александр Васильевич // Биографический словарь: профессора и преподаватели Пермского государственного уни верситета (1921–2003): справочник / гл. ред. д–р. ист. н. И.С. Капцугович. Пермь: Книжный мир, 2003. С.227.

7. Личное дело А.В. Ланкова / Архив Перм. гос. пед. ун-та. № 123.

8. Математика в СССР за 40 лет (1917– 1957) // Библиография. М., 1959. Т.2.

9. 40 лет Пермскому государственному педагогическому институту. Пермь, 1961.

10. Справочник научных сотрудников Пермского государственного педагогического института (1921 – 1971 / сост. Е.В. Золотова, Ф.Д. Бойченко. Пермь, 1971.

 

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (2009 г. Вып.7(33))