Храмовая архитектура

Отражение праздника Рождества Христова
в храмовой архитектуре Кашинского края

В христианской церкви с глубокой древности установилась традиция каждый храм посвящать какому-то определённому святому, празднику или событию церковной жизни. С принятием христианства эта традиция получила своё развитие и на Руси. Русский человек большое значение придавал тому, как выглядит и что представляет собой то место, где ему суждено прожить земную жизнь. Обустраиваясь, он думал не только о том, чтобы ему самому было удобно, но и – что куда важнее – чтобы это Богу было угодно.

Кашин ещё со средневековья считался одним из важных духовных центров Тверского края. Когда-то, судя по дозорным и писцовым книгам, в нашем городе насчитывалось около шестидесяти церквей, до полутора десятков монастырей. И это не считая уезда.

Человек, воспитанный на православных устоях и традициях, изо дня в день лицезревший красоту и благолепие храмов, чувствовал себя под покровом небесного заступничества, воспринимал и свою личность, и свою малую родину как часть мироздания в их неразрывности и целостности. Иными словами, воспитывала уже сама окружающая среда.

История кашинских храмов насчитывает не одно столетие. К началу XX века в городе было 33 храма, не считая часовен. Располагались они так, что играли важную роль в градостроительной системе Кашина. Возводя их, строители учитывали своеобразие рельефа и природные особенности местности. Это придавало особую живописность кашинским улицам.

В названиях кашинских храмов отразился весь годовой цикл главных православных праздников.

На центральной площади Кашина находится Спасская церковь. По ней такое же название до начала 20-х годов прошлого столетия носила и сама площадь (ныне входит в состав Пролетарской), а также улица, ведущая к Кашинке – Спасская, ныне ул. Обновлённый труд.
Первое упоминание о существовании здесь церкви относится к 1621 году. Вернее, тогда их было две – расположенные неподалеку друг от друга деревянные церкви Рождества Христова и Спаса Нерукотворного. Обе сгорели во время пожара в 1770 году. В память о них кашинцы решили выстроить каменный храм. Как пишет Г.К. Смирнов в книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 5», средства на строительство дали кашинские купцы Сахарниковы, Никифор Глазунов, Яков и Семён Терликовы.
Церковь была двухэтажной. Нижний придел освятили в честь Рождества Христова в 1770 году, верхний – в честь Спаса Нерукотворного Образа, – в 1779-м. Священник Иоанн Завьялов в книге «Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности», вышедшей в 1909 году, упоминает, что чин освящения совершал епископ Тверской и Кашинский Арсений Верещагин, уроженец Кашина В народе за церковью закрепилось название Рождества Христова на четырёх углах, или на четырёх улицах, что указывало на её выгодное местоположение на торговой площади.
Церковь неоднократно перестраивалась. Интересный факт: при проведении работ в 1877 – 1879 годах использовался наёмный труд пленных турок.
В 1897 году на средства церковного старосты И.Г. Глазунова построили сторожку (сохранилась до сих пор). В 1905 году вокруг храма была устроена красивая металлическая ограда на каменном фундаменте.
Даже сегодня церковь, хоть и сильно изменившаяся, выглядит внушительно и красиво. Из всего комплекса храмов, стоявших на территории теперешней Пролетарской площади, сохранилась лишь она.
При Советской власти здание сильно пострадало: в 30-е годы были сняты кресты, разобран иконостас, разрушена колокольня, на втором этаже открыли столовую. В начале Великой Отечественной войны здесь находился истребительный батальон. После войны, когда в Кашине началось строительство завода электроаппаратуры, до ввода основных корпусов производственные участки размещались в церковном здании. Впоследствии оно было отдано под магазины.
С 2021 года церковь стала приписной к приходу Крестознаменского храма.

Ещё один храм, освящённый во имя Рождества Христова, находится в правобережной части Кашина, на высокой горе. Он также известен с 1621 года, и также первоначально был деревянным.
Достоверных сведений о том, с какого времени он здесь стоял, не сохранилось. Но в уже упомянутой книге И. Завьялова сказано: «В 1621 г. дозорщики записали: «в слободке Рождественская горка, что была поместье за Иваном Семёновым Сергиевским, церковь Рождества Христова». Вскоре слободка эта была взята из владения помещика и вместе с слободкой Сергиевской – приписана к Кашину на посад «для животинного выпуску».
Постепенно слободки и посады влились в единое городское пространство и превратились в улицы. Улица, на которой стоит храм Рождества Христова, называлась Рождественской; после 1918 года переименована в улицу Петра Кропоткина. Как память о старине сохранился топоним Рождественская горка.
Но это произойдёт позднее, а тогда, в первой четверти XVII века, Кашин с великим трудом восстанавливался после польско-литовского нашествия и многие церкви в нем стояли «пусты и без голосу», то есть без церковного пения.
К тому же дерево недолговечно: старые храмы ветшали, страдали от пожаров, стихийных бедствий. В 1712 году на месте прежней Рождественской церкви выстроили новую, деревянную. Она простояла до середины 70-х годов 18-го столетия. Сложно сказать сегодня, какая её постигла судьба, но известно, что примерно в то время прихожане стали собирать средства на строительство каменного храма. Оно продолжалось довольно долго, с 1774 по 1786 год.
Небольшой одноглавый храм с трехъярусной колокольней, увенчанной шпилем и округлой апсидой, стоящий на высоком крутом берегу Кашинки, был хорошо виден с левобережной стороны. Вместе с Ильинской церковью, стоящей неподалёку, он создавал единую композицию и сделался неотъемлемой частью окружающего пейзажа. В то же время просматривалась и стилистическая связь с главной доминантой города – Воскресенским кафедральным собором.
В 70-е годы XIX века по проекту гражданского архитектора П.Ф. Фёдорова была проведена реконструкция Рождественского храма. Выполненная в русско-византийском стиле, она заметно изменила его облик. Он стал трёхпрестольным (главный престол, в холодной части церкви – в честь Рождества Христова, в тёплой – в честь рождества Иоанна Предтечи и во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских). Стены надстроили, расширили трапезную, возвели новую шатровую колокольню; декор на фасадах срубили и заменили новым.
В XX веке службы в храме продолжались до начала 30-х годов, когда были сброшены колокола, разобран иконостас, сняты кресты и шатёр с колокольни, разрушена крыша. В здании разместили склад конторы «Заготзерно», затем – слесарный цех горпромкомбината.
В начале 1980 годов была проведена частичная реконструкция здания (увы, колокольня так и осталась незавершённой). Храм был возвращён верующим, в нём начались богослужения. В 1986 – 1987 годах сюда доставили из церкви Петра и Павла, закрывавшейся на реставрацию, иконостасы и раку с мощами Анны Кашинской (25 июня 1993 года, в день памяти святой Анны Кашинской, рака была торжественно, с крестным ходом, перенесена в Вознесенский собор).
В храме Рождества Христова находится несколько особо почитаемых образов: Казанская и Шестоковская иконы Божией Матери и две иконы святых тверской земли – княгини Анны Кашинской и архимандрита Сергия (Сребрянского). Сохранилось и распятие, выполненное неизвестными резчиками, вероятно, в 70 – 80-е годы XVIII века. Образ Христа очень выразителен и, как говорят прихожане, помогает принять и перенести скорбь разлуки с теми, кто отошёл в мир иной.

***

Празднование Рождества Христова нашло отражение и в строительстве и освящении сельских храмов. К сожалению, сегодня от них почти ничего не осталось.

В нескольких верстах от села Славково, на крутом изгибе речки Черновки, располагался погост Рождественский с каменной церковью, выстроенной в 1776 году. В ней было два престола: в холодной части – во имя Рождества Христова, в тёплой – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Прихожанами были жители деревень Пирогово, Матюшино, Копытово, Золот(и)ково, Горбуново, Бухарине, Захарово – по данным 1914 года, 639 мужчин и 687 женщин. Церковь не сохранилась, погост считается урочищем.

В Кашинской Писцовой книге 1628 – 1629 годов упоминается село Рождествено, или Рожествено: «За Ондреем да за братом ево за Григорием Ивановыми детми Боскакова старинная вотчина село Рождественое на реке на Нерехте да в селе два пруда да в сележ церковь Рождество Христово древян клецки строенья вотченниково. А на церковной земле во дворе поп Иван Иванов да в селе ж двор вотченников...».

Деревянная Христорождественская церковь с приделами во имя Рождества Христова и Казанской Божией Матери была выстроена в 1780 году. Прихожан в селе Рождествене, деревнях Дьяконово, Пенье, сельце Кучино – 85 дворов (282 мужчины, 320 женщин).

В конце XIX – начале XX века село входило в состав Фроловской волости Калязинского уезда, позднее относилось к Введенскому сельсовету, к Фарафоновскому поселению Кашинского района. Церковь полуразрушена.

В руинах пребывает и каменная Христорождественская церковь в селе Кожине на Яхроме, построенная в 1747 году. Материал о селе Кожине, истории его храма, людях, живших здесь в разное время, выйдет в нашей газете в 2025 году в рубрике «Судьбы русских дере­вень», так что следите за нашими публикациями.

(В статье использованы материалы из свободных источников).

 

Морозова Е. Отражение праздника Рождества Христова в храмовой архитектуре Кашинского края // Кашинская газета. – 2025. – 3-10 янв. (№1). – С. 11.