Напоминание о прошлом, о старинной крепости,
о Духовом монастыре – часовня в городском саду
О существовании кашинского кремля и крепости, известны ещё с XIII века. Макет крепости можно увидеть в Кашинском краеведческом музее. Сведения о ней есть в книгах С.В. Кисловского, Б.М. Кирикова, В.Н. Кошелевского и другой литературе о нашем крае, с этими изданиями можно ознакомиться в краеведческом музее и центральной библиотеке.
Кашинская крепость представляла собой целую оборонительную систему и в XIII – XIV веках выдерживала нападения и осады сильных противников, служа прибежищем для населения всей округи.
Находилась она в излучине Кашинки, на высоком холме с крутыми склонами. С двух сторон её защищала река. Кремль, или детинец, с княжескими хоромами, хозяйственными службами и церковными строениями, главным из которых был Воскресенский собор, размещались ближе к северо-западной части полуострова. Их защищали насыпные валы и укрепления. В противоположной, юго-восточной стороне, находилась Духовская гора – самая высокая точка центральной части города.
По обеим сторонам холма- перешейка шли деревянные крепостные стены с пятнадцатью четырёхугольными башнями. Самые мощные из них – Воскресенская, Архангельская и Духовская: они были проезжими, с воротами и мостами через рвы, со сторожевыми вышками. Название своё они получили по храмам, возле которых сооружались.
Со временем угроза внешних нападений на Кашин миновала, крепость утратила первоначальное значение, ветшала, разрушалась и в конце концов была разобрана. О её существовании напоминает лишь вал в восточной части городского сада, так называемый «вал на вале», или «гора на горе». Эта трёхгранная насыпь высотой шесть с половиной метров и длиной 320 метров была сооружена с оборонительной целью ещё в XIV веке, когда Кашин стал стольным градом удельного княжества.
Духовская, или Духова гора получила название по монастырю Святого Духа, который считался одним из древнейших в Кашине. Раньше многие православные обители выполняли оборонительные функции. Можно предположить, что и он с этой целью был сооружён здесь, возле насыпной «горы на горе». Обитель окружала ограда в виде восьмиконечной звезды.
Духов монастырь известен тем, что в 30-е годы XVII века в него перевезли из тверского Спасо-Преображенского собора цикл икон, получивших впоследствии наименование «кашинского чина». Исследователи оценивают их очень высоко.
В 1919 году в Кашине работала экспедиция Музейного отдела Наркомпроса РСФСР. Руководивший ею известный русский художник и искусствовед И.Э. Грабарь вначале даже предположил, что эти иконы написаны Андреем Рублёвым. Но дальнейшие исследования установили, что они принадлежат кисти тверских мастеров и датируются XV веком.
Судьба их такова. По указу Екатерины Великой Духов монастырь в конце 60-х годов XVIII века был упразднён и разобран, иконостас перенесли в Воскресенский собор. С установлением Советской власти, благодаря настойчивости И.Э. Грабаря, иконы передали на музейное хранение и тем самым уберегли от порчи и уничтожения. Сегодня часть из них находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, часть – в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Место, где стоял монастырь, какое-то время пустовало, хотя ещё при составлении регулярного плана застройки Кашина в 1777 году возникала идея разбить тут парк для гуляний горожан. Но предварительно нужно было засыпать ров, вырытый в стародавние времена перед Духовской башней. Зачем он здесь был вырыт, в начале XIX века уже мало кто помнил, а между тем чтобы из центральной части города попасть на Петропавловскую сторону, жителям приходилось перебираться по навесному деревянному мосту. Это создавало массу неудобств, да было и небезопасно: ров достигал порядочной глубины. Засыпали его в 1813 году пленные французы. Существует предание, что они же выполняли первоначальные работы по планировке и разбивке городского сада. Правда, точных сведений об этом нет.
Интересно, что в документах 1848 года о городском саде сказано, что он был «с давнего времени в запустении», то есть, существовал не одно десятилетие. На неудовлетворительное состояние городского сада указал и тверской вице-губернатор И.И. Лажечников, проводивший в том же 1848 году ревизию Кашина. После этого сад привели в порядок и содержали «чисто».
Городской сад сделался центральным местом отдыха и культурного досуга кашинцев. Его любили, о нём заботились.
Правда, в конце XX – начале XXI века история повторилась. Был период, когда приличная публика обходила горсад стороной. Но сейчас его вновь общими усилиями стараются «содержать чисто», да и ярких, интересных мероприятий стало проводиться немало.
Часовня в горсаду – это напоминание о прошлом, о старинной крепости, о Духовом монастыре.
Над сооружением часовни трудилась группа дизайнеров. Их стараниями был сооружён мостик над прудом, в сказочном стиле оформлен дуб, установлена скамейка с котом учёным, созданы цветники и другие мини-уголки.
По материалам «Кашинской газеты» от 25 сентября 2020 г. № 39.