Бучкин П.Д.

Пётр Бучкин - художник и патриот

Софроново – одна из малых деревень в Кашинском округе, когда-то входившая в состав Славковской волости, позднее Славковского поселения. Это самая что ни на есть глубинка, населения почти не осталось, и сегодня далеко не все кашинцы толком знают, где такое Софроново находится...

Между тем это родина двух людей, оставивших заметный след в истории Родины. Один из них – Алексей Николаевич Шарков, артиллерист. Герой Советского Союза (1908 – 1970). Другой – Пётр Дмитриевич Бучкин, русский и советский художник, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Пётр Дмитриевич родился 22 января 1886 года в семье отставного солдата. Едва ему исполнилось пять лет, семья переехала в город Углич Ярославской губернии. Судя по разным источникам, Бучкины числились то ли в крестьянском, то ли в мещанском сословии, жили в достатке, у отца был собственный дом. Мать рано умерла, и отец вскоре женился второй раз.

В Угличе, ставшем для него родным, Пётр получил первые уроки рисования у местных иконописцев. Тогда же на него обратил внимание художник В.Н. Мешков, порекомендовавший юноше ехать учиться в Санкт-Петербург. Тот внял доброму совету и в 1899 году поступил в Центральное училище технического рисования А.Л. Штиглица, а в 1904-м – в Высшее художественное училище при Академии художеств. Ещё на вступительных экзаменах его отметил и благословил Илья Ефимович Репин, предсказав ему большое будущее.

Бучкин учился у академика Павла Чистякова, Ильи Репина, Василия Матэ. С 1907 года участвовал в выставках, был приверженцем школы реалистов и писал пейзажи, жанровые полотна, портреты исключительно с натуры. Работал в технике акварели, графики, масляной и темперной живописи. Получив звание художника и право преподавания в учебных заведениях, он в качестве пансионера отправился за границу, побывал в Италии, Франции, Германии, Испании, других странах. Знакомство с европейским искусством обогатило, однако не оказало большого влияния на взгляды и устремления Петра Дмитриевича.

Возвратившись на родину, он получил диплом и как особо одарённый художник – бронь от призыва на военную службу. По приезде из-за границы он обратился к крестьянской теме, делал многочисленные наброски деревенских жителей, писал их портреты, жанровые сцены. В 1914 – 1916 годах были созданы картины «Деревенский праздник», «Сельский сход», «Девки» и одно из больших полотен с характерным названием «Неунывающие россияне».

После Октябрьской революции бронь с него была снята, он служил в команде комендоров дивизиона подводных лодок Балтийского флота. В 1921 – 1936 годах заведовал технической частью издательства «Радуга» в Ленинграде, иллюстрировал книги для ленинградских и московских издательств.

Петру Дмитриевичу пришлось стать свидетелем грандиозных перемен в России. Обладая недюжинным талантом, он свободно владел разнообразными приёмами живописной разработки темы, умел раскрыть внутреннее содержание образа. Его кисти принадлежат портреты знаменитых современников – Максима Горького, Фёдора Шаляпина, Константина Коровина, Валентина Серова, Сергея Кирова, Корнея Чуковского и других. Со всеми он встречался, со многими из них дружил.

 Его приглашали писать портреты В.И. Ленина и И.В. Сталина. Графический ленинский портрет был создан с натуры, когда Бучкин в числе других художников работал на открытии Второго конгресса Коминтерна. А портрет Сталина ему пришлось писать в необычных условиях. В 1937 году Бучкин был арестован по статье 58-й как «враг народа» и отправлен с семьёй в Тюмень. Жили в неотапливаемом бараке, голодали; каждый день арестантов куда-то уводили и больше они не возвращались. Однажды пришли за Бучкиным. Жена и сын терялись в догадках, отгоняя страшную мысль. Через несколько дней Пётр Дмитриевич вернулся. Оказалось, начальник лагеря, узнав, что Бучкин известный художник, поручил ему нарисовать огромный портрет вождя народов.

Спустя год Петру Дмитриевичу разрешили вернуться с семьёй в Ленинград. За что его, крестьянского сына, матроса Балтийского флота, автора картин на историко-революционные темы, подвергали аресту и ссылке, для родных так и осталось загадкой.

Петр Дмитриевич был членом Общества имени Архипа Куинджи, членом Общества русских акварелистов. В 1936 – 1940 годах преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, в 1947 – 1965 годах, в Ленинградским высшем художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной. Ему было присвоено звание профессора.

Он получил признание как художник, был опытным педагогом и преподавателем и при этом всю жизнь помнил советы своих учителей и следовал им. Давно, ещё в молодости, он записал наставление Василия Дмитриевича Поленова: «Поживите, разберитесь. В искусстве должно быть совершенство формы и большая мысль. Там, где этого нет, искусство падает низко. Всякое трюкачество – явление временное».

Сам он, создав свою художественную систему преподавания, говорил: «Учу тому, во что верю». Петр Дмитриевич немало сил положил ради того, чтобы передать молодым художникам умение писать тщательно, старательно, глубоко, добиваясь технического совершенства и психологизма.

Человек незаурядный и самобытный, Бучкин был патриотом, жизни не мыслил без России. Одна из самых известных его работ – монументальное полотно «Воззвание Кузьмы Минина к русскому народу», рассказывающее о кульминационных событиях начала XVII века. Это был один из тяжелейших для нашей страны периодов, прозванный Смутой, когда Русь оказалась во власти польских интервентов, но благодаря народному ополчению во главе с князем Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым была спасена и очищена от иноземных захватчиков.

Замысел картины возник у художника во время Великой Отечественной войны, тогда же появились первые эскизы. Однако вернулся к работе над полотном он лишь в 1956 году, а закончил в 1961-м. Сюжет картины и сегодня напоминает о перекличке эпох и созвучен нашему времени.

Сын Петра Дмитриевича, Дмитрий Петрович Бучкин, также стал художником. Подростком он оказался вместе с родителями в осаждённом Ленинграде. Весь мир знает о дневнике Тани Савичевой, маленькой записной книжке, содержавшей несколько скупых и страшных строчек о гибели её близких. Но в музее обороны Ленинграда хранится ещё один дневник, который вёл 14-летний Дима Бучкин. В нём есть такая запись: «Мне вспоминается блокада как одна сплошная чёрная ночь. Люди изголодались и промёрзли на несколько жизней... Отец подарил мне этот блокнот со словами: «Фиксируй всё, что видишь. Кто, Димка, если не мы?».

И он рисовал, сопровождая рисунки записями. «Осталось последнее полешко» – на блокнотном листе съежившаяся фигурка человека у буржуйки. «Папа лежит, не встаёт, а мы ещё бродим» – рисунок их блокадной квартиры... Позднее Дмитрий Петрович признавался, что рисование, возможно, и спасло его, отвлекая от постоянного чувства голода и страха смерти.

В его творчестве, как и у отца, не было мелких тем: Великая Отечественная война, строительство гигантских гидроэлектростанций, железных дорог. Наряду с этим в живописных картинах и графике он воспевал город на Неве и Старую Ладогу, северную столицу древней Руси.

Внучка Петра Дмитриевича и дочь Дмитрия Петровича Татьяна Дмитриевна Бучкина продолжает их творческие традиции и стремится передать в своих ярких и сочных картинах красоту бытия и неповторимость каждого мгновения жизни.

Петр Дмитриевич Бучкин скончался в 1965 году, похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. На могиле установлено архитектурное надгробие с бюстом работы известного скульптора и реставратора Игоря Крестовского.

Произведения Бучкина находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, в многочисленных частных собраниях в нашей стране, на Украине, в Финляндии, Великобритании, Франции и других странах.

Помимо картин, Петр Дмитриевич написал книгу «О том, что в памяти». Она была напечатана в 1962 году и несколько раз переиздавалась. Образный, живой язык, наблюдательность делают эти воспоминания необычайно интересными и живыми.

Ещё при жизни Пётр Дмитриевич завещал свои работы, около 150 полотен, Угличу с тем, чтобы в городе, который он сильно любил, открылась картинная галерея. И она действительно просуществовала с начала 1970 годов до 1990-х. После закрытия галереи картины находятся в основном в запасниках Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея. Между тем увидеть их небезынтересно было бы и кашинцам, ведь родился Петр Дмитриевич Бучкин на нашей кашинской земле.

Е. Морозова.
В статье использованы материалы из свободных источников.
«Кашинская газета» от 4 апреля 2025 г.