Выставка

Персональная выставка
Жанны Коренченко

"Мой красочный мир"
(батик, нетканый гобелен)

 

Батик

Если взять уникальность за критерий искусства, то батик, безусловно, можно причислить к одному из его видов. При использовании этой технологии ручной росписи по ткани каждая вещь изготавливается в единственном экземпляре и становится неповторимой.
Техника батика заключается в том, что те части ткани, которые должны остаться неокрашенными, пропитывают воском, парафином или различными смолами (эта пропитка называется «резервирование»), и затем окрашивают подготовленную ткань. Дальнейшее – разнообразные вариации.
Самая доступная для реализации творческих задумок техника – холодный вид батика. Он состоит в том, что сначала на ткани резервируется основной контур рисунка, а затем ткань раскрашивается разными красками в пределах этого контура. Получается четкий, строго очерченный рисунок с неограниченным количеством цветов.
Если есть холодный, то должен быть и горячий? Совершенно верно. В горячем батике в качестве резерва используется разогретый воск. Резервируются не только контуры, но и части рисунка, что позволяет раскрашивать ткань послойно.
А самый древний вид батика – узелковый. Соответственно – самый простой. Ткань обматывали веревкой с узелками и помещали в краску. Места, где веревка соприкасалась с тканью, оставались неокрашенными. Понятно, что получавшийся узор – полосы – не отличался особой оригинальностью, да и краску можно было использовать только одну. То есть это даже не роспись, а, скорее, особый вид крашения ткани.
Наиболее популярна сегодня техника свободной росписи. Именно она позволяет художнику полностью выразить себя в батике и получить – если повезет и хватит таланта – подлинное произведение искусства. Для такой техники используют специально подготовленные краски, а резервирование здесь не обязательно. Хотя особенно оригинальные работы получаются в сочетании свободной росписи и отделки резервом.

 

Нетканый гобелен

Сегодня распространение получило такое направление в искусстве текстиля, как нетканый гобелен. С одной стороны, это упрощенный быстрый способ создания изделия, которое внешне кажется сотканным. С другой стороны, собственно нетканый гобелен имеет много достоинств. Процесс создания нетканого гобелена близок к живописи: художник выкладывает свой рисунок цветным волокном или шерстяной нитью различных оттенков.
Техника изготовления нетканых гобеленов позволяет создавать оригинальные произведения декоративно-прикладного искусства необыкновенной динамичности и красоты. Нетканый гобелен, в отличие от традиционного, не связан с процессом ткачества, а лишь имитирует его, так как не имеет основного признака гобелена – тканого исполнения изображения. Техника нетканого гобелена менее трудоемкая, чем техника тканого, и доступна даже ученикам младших классов. Но подойти к выполнению, даже небольшого изделия, надо ответственно, ведь от этого во многом зависит конечный результат всей работы.

Различные техники нетканого гобелена

Плоскостная техника. По контурному рисунку цветка наклеивают черную шерстяную нить, а затем заполняют «окошки» цветными нитями в соответствии с эскизом. 

Фактурно-рельефная техника. Вывязывают крючком цепочки из воздушных петель, проглаживают утюгом, приклеивают по рисунку. Затем нарезают пряжу соответствующих цветов мелкими отрезками, покрывают клеем ПВА фон композиции и плотно закрывают фон нарезанной пряжей.

Объемная техника. Эта техника более трудоемкая и требует определенного навыка работы с пряжей. Вначале приклеивают в нужном направлении цветные нити на фон (применение плоскостной техники). Затем на линейку наматывают пряжу, снимают, перехватывают посередине пучка такой же ниткой и завязывают. Пучок может быть как ворсовым, так и махровым. Такой пучок должен иметь два длинных «хвостика», которые будут убираться с помощью крючка на изнаночную сторону работы. Пучков должно быть много для большей плотности работы.

В соответствии с задуманной композицией цветными пучками заполняются «пустоты» самого цветка. Расстояние между пучками 1-1,5 см. С изнаночной стороны «хвостики» связывают между собой. Когда работа выполнена, с помощью парикмахерских или очень острых ножниц выравнивают поверхность гобелена. Готовые нетканые мини-гобелены помещают в деревянные рамы. Изделия служат для украшения интерьера помещения.

 

 

Новости: