Вознесенье

Летопись села Вознесенье

 

«Средь лесов и кружевов таёжных,
Топи блат и насыпей дорожных
Разлеглось прекрасно и светло
Вознесенье – Белое Село»

На голом склоне пологого холма стоит деревушка: сирые покосившиеся избы, заросшие пруды, заброшенный храм, очерченный кругом берёз. Типичная нерадостная картина забытого богом села Российского: прежней славы, нынешней ветхости, убогости и нищеты. В прежние времена носило наше село гордое имя – Вознесенское. Гудели над полями Малиновые звоны, было в селе три улицы, четыре посада, а люду-то было видимо-невидимо…

Но обо всём по порядку.

   В 1785 году в селе Вознесенском при попечительстве рода дворянского Пашковых отстроен новый деревянный храм во имя вознесения Господня, большой, однопрестольный. К церкви выстроен дом для священника, дом для церковного приказчика, сторожка, амбар. Храм Вознесения относился к Кочемльскому стану Кашинского духовного правления. К концу XIX столетия при приходе состояли сёла: Просухино (ныне Тросухино) – там было 56 дворов, 384 человека, своя часовня во имя благовещения Пресвятой Богородицы; Спасское – 59 дворов, 360 человек, своя церковь Преображения Господня с семью приделами, также входившая в вознесенский приход; Макарово – 20 дворов, 96 человек; Старая Сусолиха – 8 дворов, 47 человек; Новая Сусолиха – 15 дворов, 68 человек и собственно село Вознесенское, где военных – 16 дворов, 41 человек, дворян – 1 двор, 1 человек, мещан – 2 двора, 9 человек, крестьян – 60 дворов, 338 человек. Тогда же служил при приходе священник Александр Беликов (с 1873 года), Александр Васильевич Соколов (с 1885 года) – псаломщик.

   Согласно материалам генерального межевания V ревизии в 1795 году село принадлежало Наталье Александровне Пашковой. Усадьба Пашковых – сельцо Афросиньино – находилась к северу от села. В 1850 году имение Вознесенское и усадьбу Афросиньино выкупил штабс-капитан Владимир Львович Шаховской, после него селом владела Людмила Владимировна Шаховская.

   В эпоху Шаховских в Афросиньино создаётся система прудов с каналами, строятся барский дом и флигель. В конце XIX столетия усадьбу у Шаховских купил помещик г. Шуман. К этому времени относится информация о кирпичном заводе, располагавшемся на «выгоне» между д. Мостищи, Матино, Вознесенское. Владел – мостищинский богач Кирилл Тихонович Блинов. Работал завод до 1920-х годов (со слов Постниковой К.А., 1917 г. рож.).

   Далее приведём выдержку из материалов «сборника статистических сведений по Тверской губернии»: «В деревне 12 колодцев, 4 пруда. Крестьяне садят капусту, сеют кустовку, псковский лён, рожь, картофель… После выхода на волю (1861) землю не переделяли… Вновь строятся на новых усадьбах, старые же поступают обществу или оплачиваются в пользу него 11/2 руб. с души, топливо покупают рублей 6 на двор, отопляются сучьями. Всем селом арендуют 36 дес. разных угодий. Для заработков уходят в плотники, в С.-Петербург на заводы и фабрики… В селе есть молочная лавка, при селе же усадьба г. Шуман».

   Рубеж XIX–XX вв. в Тверской губернии характеризуется подъёмом народного образования, ликвидацией безграмотности. По всему Кашинскому уезду основываются земские начальные училища, выходят в жизнь молодые учительницы – выпускницы Тверской женской учительской школы им. Максимовича. Открывается школа в соседнем селе Матино – попечителем её стала вознесенская барыня Елена Романовна Шуман. В Вознесенском открылась приходская школа в 1893 году (дата спорная). Учащихся – 40 человек. До какой поры школа работала – неизвестно. В 30-е годы дети уже ходили в матинскую школу.

«Над селом под цвет зори румяной,
Дали синие во век перекрестив,
Алый храм, смиренный, осиянный,
У пруда зеркального стоит».

   К началу XX века деревянная церковь сильно обветшала, рядом с ней была заложена новая из красного кирпича. Храм, ныне стоящий в с. Вознесенье, строился в 1903–1910 годах на деньги купца Рускова. Церковь также освящена в честь вознесения Господня. Храм однопрестольный, в неорусском стиле, на сводах сохранились 4 фрески: Вседержитель (юг), рождество (запад), благовещенье (север) и вознесение (восток). Отапливался храм двумя печами с изразцами земляного и изумрудного цветов, в подполе – вентиляционные ходы (воздушная подушка, чтобы зимой было тепло молиться).

   Судьба этого памятника достаточно драматична. Отстроенный за семь лет до революции, храм довольно долго действовал и при новом режиме. Ещё в 30-х годах подновлялись фрески, здесь крестили детей. Последний священник – Морковкин Николай Петрович – в 1938 году был расстрелян, семья его сослана. Старожилы ещё помнят, как народ выходил прощаться с ними всем селом – такую хорошую память Морковкины оставили о себе.

   В годы войны с колокольни сбросили колокола, до 60-х годов в храме хранилась утварь церквей с. Матино и с. Вознесенье. В 60-х годах начали хранить зерно, в результате отсырели и провалились полы. В настоящее время храм вознесения в аварийном состоянии.

Вспоминает Цветкова Н., уроженка села Вознесенского, 1927 г. рож.: «Я ещё маленькая туда ходила, там и крестилась. Церковь-то наша какая ж прекрасная была: две лежанка изразцовые, две железом гофрированные, круглые, а такие иконы были, все в золоте, незнамо какие хорошие. Нынче в Угличе в церкви «На крови» все вознесенские иконы-то. До войны там ещё в сохранности всё лежало, и в войну тоже. После стали зерно ссыпать, и всё по миру пошло: на паникадиле витой ребятишки катались…».

   «Да, Вознесенье село-то было богатое, какие здесь хлеба были, какие льны, ещё со Спасского приходили теребить. А сколько дворов было… Это сейчас-то разруха». Из воспоминаний старожилов

   Советская власть в село Вознесенское пришла с национализацией усадьбы г. Шуман «Афросиньино» (1917–1918). В 1931 году организована сельхоз. артель им. Коминтерна. Правление колхоза находилось в пятиоконном доме у церкви (ныне вывезенном). Самым деятельным председателем, сохранившим этот пост в годы войны, был Пётр Фролов. До войны построили ферму №1 по трусохинской дороге на 25 голов лошадей, свинарник и овчарню. Ферма №2 строилась после войны вместо первой, в середине села, и имела пять отделений. До войны также поставили кузню (у погоста).

   В советское время взошла звезда Вячеслава Федоровича Иванова – председателя областного исполнительного комитета, уроженца нашего села. Он появился на свет 4 марта 1894 года в семье управляющего имением помещика Шумана, а с 1914 года – арендатора поместья дьякона Федора Ивановича Иванова (дом Ивановых сохранился у церкви). Окончил школу в родном селе в 1905 году, Кашинское духовное училище в 1910-м, 4 класса Тверской духовной семинарии в 1914-м. С 1918 году – заведующий отделом внешкольного образования кашинского уезда. С июня 1921 года – заведующий организационно-инструкторским отделом Московского совета народного хозяйства, с февраля 1922 года работал в Мосторге, с 1929 года – председатель правления МосГорбанка, торговый представитель СССР в Австрии и так далее ряд высоких хозяйственных должностей. С 17 июня 1935 года – председатель калининского облисполкома (равнозначен посту губернатора).

   Иванов – человек твёрдых принципов, удивительной нравственности. Несмотря на положение в обществе, его семья жила более чем умеренно. Служебную машину Вячеслав Федорович использовал только при крайней необходимости. Конец 30-х годов – время жестких репрессий. В.Ф. Иванов был снят с должности в 1937 году. Обвинён в антисоветской деятельности. Из-за стенок НКВД сумел передать весточку сыну: «Дорогой мой сын, Юрочка! Ты наблюдаешь, что делается со мной в эти дни. Я не знаю, буду ли я жив, но мне хотелось бы тебе сказать, родной. Не обижайся и никогда не ропщи на советскую власть за свою тяжкую жизнь. Я буду себя защищать, я не виноват. Вот это чувство пусть тебя подбадривает. Учись много, береги свою маму. Она замечательный человек. Мы её не ценим. Помогай ей во всём. Будь ласков с ней, родной мой. Обнимаю тебя, моё солнышко, много раз целую. Иванов». 10 февраля 1938 года В.Ф. Иванов был расстрелян.

   Чёрной страницей в жизни с. Вознесенье была Великая Отечественная война. Не вернулись с полей в родную деревню 23 человека. Участником войны был ещё один выдающийся уроженец с. Вознесенье – Николай Федорович Румянцев (1914–1968). Великую Отечественную Румянцев встретил зрелым командиром – начальником химслужбы танковой дивизии, а закончил начальником отдела военно-химического управления фронта. В 42-м во время установки фугасных миномётов был тяжело ранен. После ранения – опять в строй. Кавалер ордена красного знамени, Отечественной войны II степени, Красной звезды. В мирные годы получил звание генерала советской армии (технические войска). Внёс огромный вклад в дело химзащиты нашей Родины.

   После 1945 года начался в Вознесенском всеобщий упадок. В 50-е годы Вознесенье вошло в колхоз «Родина» (д. Матино), в 60-е – в совхоз «Верхнетроицкий». Закрывается ферма, переводится сельсовет из Маковиц (4 км) в Верхнюю Троицу (8 км). Постепенно вымирает село. К началу XXI века осталось 14 домов.

   А на месте усадьбы Афросиньино – лиственный лес, поросшие луга, где ещё угадываются очертания прудов и каналов. По воспоминаниям стариков удалось восстановить картину имения начала XX века: «Леса не было, были поля, насаждения, колодцы. В пруду «Барском» был колодец, где завихряется вода, раньше дно пруда было выложено чем-то твёрдым, не илистое, как сейчас». И ещё: «А росли там раньше акации, по канавам орешники, липы могучие вековые, можжевельники; все-все канавы были обсажены – вот такая там была красота. Лип сейчас нет, потому что проходила мелиорация, их вырубали, корчевали, а после место это стало кустарником зарастать».

   В 2004 году с. Вознесенье пополнилось постоянно живущими жителями. С 2008 года действует этнографический музей села Вознесенье, плод деятельности творческого объединения «Жар-птица», расположенный в крестьянской усадьбе Антоновых. Музей принимает группы из города Кашина и дома творчества «Тетьково».

   Вот и сшили мы с тобой, дорогой читатель, лоскутное одеяло истории нашего села. Куски тряпиц друг с другом не всегда стыкуются, прорех множество, уже и не ясно, а можно ли его восстановить. Одно понятно – труд наш не напрасен. Быть может, ещё найдут недостающие лоскуты и вставят их в прорехи. Мы же будем помнить, что одеяло тело согревает, а история села есть память благодарная, отогревающая душу.

 

Летопись села Вознесенье. – Текст: электронный // Информационный портал творческого объединения «Жар-птица». – URL http://onitam.ru/places-catalogue/letopis-sela-voznesene  (дата обращения: 26.03.2022).