Солженицын Александр Исаевич
1918-2008
Русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель
Александр Солженицын:
«Когда я езжу по России, я вижу, что она не умрет»
...И вот все позади: долгое, растянувшееся на несколько часов, ожидание в центральной библиотеке в среду. 4 сентября (гости наши, выехав в Кашин из Углича, заплутали, не той дорогой поехали), два дня встреч, бесед, горячих, даже страстных диалогов... А в жизни Кашина и кашинцев внешне мало что переменилось, Все так и идет своим чередом: закончилась одна неделя, отшумел в свой срок воскресный базар, началась неделя новая, жизнь как текла — размеренно, провинциально, обыденно, — так и течет.
Может, так оно и должно быть, и то, что приезд к нам Солженицына — событие, мы поймем лишь спустя время, когда все осмыслим и осознаем.
Большие русские писатели Кашин не знали. Разве что в прошлом веке приезжал Салтыков-Щедрин, но и то скорее не как литератор, а как тверской вице-губернатор — ну и ославил Кашин надолго, назвав его «выморочным» городом (у каждого ведь свое видение мира, в том числе и у великого сатирика, но как долго страдали кашинцы комплексом неполноценности от этой вот «выморочности»!). Бывал, правда, еще Сергей Есенин, но он гостил не в самом городе, а в Верхней Троице.
И вот — Солженицын,
Александр Исаевич собирает материалы для будущей книги, и интересуют его в первую очередь малые российские города, провинциальная культура, краеведение.
- Я много поездил по России, — сказал он на встрече с работниками культуры вечером в прошлую среду. — Душа успокаивается. Я был во многих регионах, объездил десятки областей; ваша, Тверская область — двадцать пятая по счету. Каждая такая поездка имеет свой план: где-томеня интересует культура, где-то образование, а к вам меня привело желание лучше узнать жизнь небольших старинных русских городков. Малые города — какое же это было украшение прежней России! Каждый город - это свой особый мир, свои традиции, свои здания, свой товар, свои ремесла, своя слава. Это и была сама Россия. Вот как люди, с которыми встречаешься, все разные, — поэтому и интересно жить, так и малые города все на особину, все сверкали и сияли. А потом по стране пошел революционный каток, и большевики не всегда со зла, а чаще по тупоумию, по безграмотности и бескультурью — все основательно порушили. К счастью — не полностью, не до конца. И по сей день осталось то, чем искони жива была Россия: где — ремесла; где — подлинная, без примесей современного, наносного, народная культура; где — растет молодежь, все-таки, несмотря на весь этот страшный поток лжи, насилия, псевдоидеалов, сохраняющая душу чистую и нерастленную. Очень часто молодые люди падают на все эти соблазны, их захватывает массовая культура, все, что приходит в Россию с запада. Выстоять против этого трудно, но в таких городах, как Кашин, люди защищены природно. По малым городам я вижу, что духовная, культурная жизнь России не погасла. Как ей нё погаснуть дальше — вот что волнует. Все у нас в стране отдано кому-то, где- то. Сто пятьдесят человек топчутся там, в Москве, изображая из себя верховную власть, красуются перед телекамерами — и ни у кого из них сердце не болит за Россию, за народ. Земское самоуправление — вот что нужно, чтобы действительно сохранить и поднять страну. Силы для этого — не наверху, не у кормила высшей власти, а только здесь, внизу, и вот о чем вы должны задуматься. Не случайно государственные деятели так ревнуют к идее земского движения. Прежняя Госдума еле-еле приняла закон о местном самоуправлении — никуда негодный, и разошлась. Теперешний закон уже что- то дает для движения на местах, хотя в общем-то тоже неудовлетворителен.
В своих поездках я немало встречал администраторов областного уровня, которые действительно хотят что то сделать для своей земли, для своего край, людей, а на районном уровне — и вовсе, и таких узнал самородков, богатырей духа, предприимчивых, преданных своему городу. Вот кого надо поддерживать!
Корни народные, дух — здесь, на местах. И демократия — не та, что правит... Да если говорить по большому счету — нет сегодня в нашей стране демократии. Мы с женой жили и в США, и в Швейцарии, можем сравнивать. У них — да, демократия, там все решается на местах, и когда в стране меняется президент, людям это менее важно, чем когда проходят выборы на местном уровне.
Да вы посмотрите сами — избирательная компания по выборам президента — разве она истинная?! Все же за деньги, все построено на лжи, а потому и веры никому нет, а потому и люди гибнут, рушится экономика, образование — тех, кто рвется к высшей власти, интересует только власть.
Не ждите, что кто-то сверху на вас обратит внимание, вам поможет, разрешит какие-то ваши проблемы. Только — сами, только если вы найдете у себя местных деятелей, которые хотят и действительно могут изменить жизнь, и будете их поддерживать.
Я верю в Россию, в наш народ, в то, что он выстоит, и подтверждение тому нахожу постоянно. Вот сейчас, когда мы приехали к вам, нас так тепло, радушно встретили на границе района с хлебом-солью, с русскими песнями. Мы были очень тронуты, это же потрясающе: откуда, при современной-то действительности, берутся эти силы, эти затеи!»
«С голоса» выступление Александра Исаевича звучало еще короче, чем это получилось в записи на бумагу. Он вообще больше слушал, вникал и записывал, чем говорил сам. Ну, а кашинцев, пришедших на первую встречу в библиотеку, «разговаривать» не было нужды, каждому хотелось высказаться, задать писателю вопрос, выговорить наболевшее.
И ревнуя за свой город, они говорили о проблемах культуры и экологии, развития местного самоуправления и образования, спорта и возвращении долга пострадавшим от репрессий. Давнюю свою идею — издать альбом с фотографиями В. А. Колотильщикова - высказал Виталий Иванович Голубев:
- У нас есть все: сами фотографии, есть договоренность в Твери, они согласны издать на хорошем полиграфическом оборудовании. Нет одного — денег. Мы знаем о создании вашего фонда, Александр Исаевич. Помогите нам!
- Мы, как дети, сидим и ждем, кто нам поможет, — взял слово преподаватель совхоза-техникума, член объединенного собрания представителей населения Кашина и района Иван Михайлович Дорофеев. — А поможем себе только мы сами— если у нас будет местное самоуправление. Деньги делаются здесь, в Кашине, но большая часть их путем налогов уходит в Москву. Я придаю большое значение этому и считаю, что выбирать надо из думающих, образованных людей, из представителей культуры, а не чиновников администраторов.
Может быть, и вправду сказалась застарелая наша привычка ждать помощи откуда-то, надеяться на кого-то сильного и всемогущего. Но, с другой стороны, так хочется не просто быть услышанными и понятыми, но и получить эту самую поддержку. Об этом говорила преподаватель третьей средней школы Татьяна Михайловна Голубева:
- Александр Исаевич, мы слышали, что вы любите гулять пешком, и нам бы очень хотелось, чтобы вы посетили нашу школу, тем более, что само здание очень красиво, да и стоит оно в историческом месте. В городе три средних школы: первая создана на базе реального училища, наша, третья, на базе прогимназии, а затем женской гимназии, и лишь единственная построенная в советский период — пятая, находится в современном здании. Наше же здание — уникальное, памятное для Кашина — разваливается. Мы сейчас разбросаны по всему городу, занимаемся в приспособленных помещениях. Второй год работаем в таких условиях и чувствуем вокруг себя в буквальном смысле вакуум. На торжественную линейку 2 сентября к нам никто не пришел, мы ощутили себя забытыми, никому не нужными. Насколько нам известно, есть задумка иметь в Кашине гимназию. По материальной базе для этого подходит школа № 5. Но ведь гимназия — это не только стены, не только современное оборудование. Это еще и особый дух, идущий из давности лет, это традиции учительства и ученичества. У нас есть всё: есть наши дети и есть мы, стабильный, работоспособный коллектив, мы хотим работать. И гимназию в Кашине надо не создавать заново, а вернуть ее городу и нам.
Подводя итог первой своей встрече с кашинцами, А. И. Солженицын сказал:
- Сколько у меня было встреч, сколько собиралось самых разных аудиторий, и многочисленных, и небольших, — везде вставали те же проблемы, что и у вас. Я уже говорил однажды и еще раз повторю: Россия — это корабль, в котором 150 пробоин, и все текут. Какую начинать латать первой?! Вот сейчас здесь выступала учительница, она очень хорошо сказала. На чем сегодня держится российское образование, российская школа? На учительской самоотверженности, и от Министерства просвещения помощи не будет. И другие стороны жизни взять — все то же самое. Все запущено до самой последней степени, а высшим чиновникам до ваших бед дела нет. В президентах, в вождях политических партий и движений мы всегда ошибемся, это я вам говорю с полной ответственностью. Если бы вы только знали, что творится там, на верхах!!! Местные выборы пока еще не те, какими они призваны быть. Но ведь вы друг друга знаете, и уж на этом-то уровне можно не ошибиться, выбрать действительно тех, кто в состоянии работать с пользой для общего дела. Не ждите, что сверху появится такой добрый вождь, который устроит всем россиянам райскую жизнь.
Александр Исаевич рассказал также о Русском общественном фонде, который он создал вместе с женой Натальей Дмитриевной (она также присутствовала на встрече) для помощи российской культуре, краеведению, бывшим репрессированным и заключенным. (Попутно заметим: фонд Александра Солженицына выделил для библиотеки 2 тысячи долларов, а сам писатель подарил авторский экземпляр своей новой книги рассказов). Ответил писатель и на вопрос о том, почему прекратились его выступления по центральному телевидению:
- Правды никто из высокопоставленных деятелей не хочет. А говорить людям полуправду или неправду — не в моих правилах.
В общем-то о политике речи больше и не возникало. Встреча на другой день, в четверг, здесь же, в центральной библиотеке, получилась более продуктивной. Может быть, потому, что носила целенаправленный характер: собрались на нее краеведы из города и села, и разговор шел предметный, конкретный. Надо было видеть, с каким неподдельным интересом Александр Исаевич выспрашивал подробности о прошлом и настоящем кашинского края, о местном фольклоре, ремеслах, о Кункине и Колоти- льщикове, Симакове и Кисловском. Как внимательно разглядывал фотографии, принесенные Анной Алексеевной Анихановой, Виталием Ивановичем Голубевым. И — записывал, записывал в блокнот (он постоянно держит его под рукой). Чтобы потом, после встречи, обработать все записанное и услышанное и перенести «на чистовик». Много интересных, ценных сведений сообщили писателю краевед Виталий Николаевич Кошелевский, руководитель Славковской библиотеки-музея Валерий Леонидович Фомин, заведующая отелом культуры Елена Константиновна Корзинова.
В этот день Александр Исаевич и Наталья Дмитриевна побывали также в Вознесенском кафедральном соборе, в краеведческом музее, в фитобаре.
Александр Исаевич беседовал с и. о. главы городской администрации Анатолием Геннадьевичем Соколовым - разговор шел о том, какие проблемы возникают перед кашинцами, перед городской администрацией, насколько они разрешимы на местном уровне, о развитии и сбережении местных традициях, провинциальной культуры.
- Я очень многое узнал и записал, побывав на кашинской земле, — сказал писатель. - И самое главное, что я увожу с собой из поездки — что убежденность, что ваша культура не умерла. Вы сохранили и сберегли очень многое, у вас традиции не угасли, и это прекрасно, Помогите молодым перенять все это, устоять перед неправдой и несправедливость, отвергнуть пошлость, насилие. Но поддались-то этому не все, даже так скажу: поддались немногие, просто они громки, они кричат и стараются заглушить все то хорошее, что есть в русских людях. Но победят в конечном итоге не они, победит истинная культура, народный дух. Когда я езжу по стране, по ее малым городам, я вижу настоящую Россию и вижу, что она не умрет. Я создал значительное представление о Кашине, очень тронут тем приемом, который встретил. От души желаю вам всем помощи и успеха.
В тот же день писатель продолжил знакомство с Тверским краем — его ждали поездки в Торжок и Тверь. На память о нашем городе он увез книги по краеведению и картину художника Игоря Котлеева, выставка которого работала в эти дни в центральной библиотеке.
Пожалуй, стоит еще сказать о необыкновенной работоспособности писателя, о большой внутренней культуре, умении слушать собеседника. Неудивительно, что мнение большинства участников встреч совпало:
- Человек действительно великий, последний из настоящих русских писателей, можно сказать, совесть нации — и ни в чем нет стремления подчеркнуть свою значимость, великость. Говорит просто, смотрит прямо глаза, тут же впитывает все, что услышал... Такое впечатление, будто мы давно и хорошо с ним знакомы.
Большое видится на расстоянии. И, видимо, нам действительно надо не торопить себя, не спешить по первым впечатлениям делать выводы. По словам писателя, пребывание на кашинской земле немало дало ему. Но, с другой стороны, ведь и сами мы, кашинцы, что-то приобрели.
Морозова Е. Александр Солженицын: «Когда я езжу по России, я вижу, что она не умрет» // Кашинская газета. – 1996. – 11 сентября. – с.3.