Плотницкое дело

Плотницкое дело, резчики по дереву

 

«Всего дороже честь сытая, да изба крытая»
Русская половица

Плотницкое дело в северных районах Руси всегда было самым распространенным ремеслом. Живя в лесном краю, крестьяне приспосабливались делать из дерева вес, что требуется для жизни: жилища, орудия труда, домашнюю утварь.
С деревянным строительством в Древней Руси было связано возведение крепостей и храмов. Обязанность городского населения принимать участие в укреплении городов было повсеместной. Документы свидетельствуют, что кашинские древоделы в 1413 году восстановили после пожара Городню Тверского княжества, в 1412 – Тверь. Своему восстановлению после катастрофического пожара 1676 года обязан мастерам-древоведам и сам Кашин.

Во все времена самое главное в плотницком деле – это умение срубить дом, избу. «Всего дороже честь сытая, да изба крытая» - говорит русская половица. Дома рубили из круглого соснового леса, который рос здесь, по берегам Волги, Медведицы, Кашинки. Зимой по снегу на санях деревья вывозили из лесу и складывали у того места, где ставили избу. Ставилась изба четырехстенка, а может она быть и пятистенная, если разгородить ее рубленой деревянной стеной. Вместо каменного фундамента ставили из комлей бревен кряжи – «стулья» (восемь или двенадцать). Рубили плотники избу топором. Концы бревен не пилили пилой, так как опиленное бревно «дерет ветром» – оно трескается. Угол, срубленный «в крюк» считался самым лучшим в смысле прочности и тепла. Расколотые надвое бревна шли на пол и потолок. Крышу покрывали еловыми плахами, которые получали, раскалывая бревно клиньями. Кровельная дранка появилась позже, уже в конце ХIХ столетия. Чтобы снег не залеживался на крыше, ее делали крутой, в два ската. Чтобы мороз не врывался в дом непрошенным гостем, его заставляли греться в сенях. В четырехстенной избе сени пристраивали сбоку, в пятистенной – посредине – и две избы: теплая и холодная.

С избой проще, а вот церковь построить – это не избу срубить. Она прежде всего должна быть на другие не похожа и делать ее надо не тяп-ляп, а чтобы красота в ней жила. Строила храмы топором, не мерили мелом и не размеряли циркулем: прямой глаз, верные руки делали свое дело до высокой степени совершенства. К сожалению, ни один храм не дошел до нашего времени: дерево материал недолговечный.

Уходили кашинские мастера-плотники и в другие губернии. Плотницкий промысел был особенно распространен в Тиволинской волости. Близко к плотницкому делу примыкает бондарский промысел. Бондари жили в Кесовой и Кобылинской волостях. Для изготовления различной деревянной посуды применяется в основном ель. Работали бондари зимой всей семьей: сушили доски, парили обруча. Деревянную посуду продавали на рынке в Кашине. Были специалисты, изготавливающие чаны емкостью в 50 ведер для кожевников.

Не будем задаваться целью, когда впервые русский человек начал вырезать. Искусствоведы считают, что искусство резьбы по дереву достигло высокого мастерства в первой половине ХVI века.

Резная икона Богоматерь Одигитрия из Клобукова монастыря города Кашина датируется ХVI веком. Икона Богоматери «Одигитрия», которая находится сейчас в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве. Этот редкий памятник тверской пластики и живописи, датируемый концом XV – началом XVI веков, выполнен в технике полихромной резьбы с позолотой. По мнению Б.М. Кирикова, образ Божией Матери «Одигитрия» из Клобукова монастыря «отражает в иконографии консервативные тенденции тверской школы. Строго пирамидальная композиция подчеркнуто, монументальна и статична, – пишет исследователь. – Она разработана в уплощенном, как бы сглаженном рельефе. Ровные поверхности цвета –  вишневый мафорий Богоматери, золоченые одежды Младенца и нимбы, золотисто-охристые карнации — источают теплое мерцающее свечение».

Среди ремесленных профессий Кашина ХVII резчики по дереву встречаются редко. По описи 1709 года здесь было всего два резчика.

   Труд резчика ценился очень высоко и оплачивался наравне с работой художников-иконописцев. Эта работа требовала большого искусства, художественного вкуса и фантазии.

   Возможно в ХVII веке специальности резчиков по дереву не существовало, а мастера, занимавшиеся резьбой, обозначались теми же терминами древолей-плотников. В каждой плотницкой артели обычно были мастера резать узоры.  

  Умельцы-плотники, виртуозно владея одним топором, умели с большой любовью и вкусом оформить, как фасад дома, так и внутреннее убранство жилища. Резьбой украшали лавки, полки шкафчиков для посуды, колыбели, прялки и другие предметы обстановки. Повсеместно делали и деревянную посуду. Вырезать из целого куска дерева при помощи топора, ножа и тесла (полукруглое долото) ковш или чашу, делом было непростым.

В Кашинской краеведческом музее хранится целая коллекция различных по форме ковшей. Украшенные резьбой – они очень декоративны. Есть в музее среди историко-художественных предметов и другие интересные экспонаты местного происхождения. Особенно привлекает внимание искусствоведов деревянные венчальные венцы. Их форма (невысокий размер) восходит к древности, но передача орнамента дает основание датировать эти вещи более поздним временем – ХVIII веком. Среди предметов быта привлекает внимание ладьевидный ковш конца ХVIII века, напоминающий плавающую птицу. На одной из солонок – «автограф» мастера: «1870 года месяца марта». На другой – трехчастная композиция – крест в центре и кони по сторонам.

Сохранились в Кашине и сплошь покрытые резьбой старые дома. Резьба на доме купцов Хреновых выполнена с удивительной легкостью и сочностью. Здесь собраны все виды кашинской деревянной резьбы: жгуты, цепочки из овалов и ромбов, рельефные и круглые розетки (дом по ул. Карла Маркса, 57/2). Одной рукой резалось убранство домов и церквей.

Кашинские резчики создали великолепные ансамбли иконостасов многих храмов. Они представляют собой яркие произведения искусств. В конце XIX иконостасы проектировались и создавались в мастерской Е.Т. Полушкина села Тиволина. Тиволинская волость Кашинского уезда славилась резным промыслом. Она выполняла заказы и в другие уезды, а по некоторым сведениям – даже за границу, в Болгарию.

Искусство художественной резьбы не умирает, и в наши дни живет народная традиция украшать свои дома деревянным кружевом.