Новости Верхнетроицкой сельской библиотеки-филиала

Вечер памяти
учёного, педагога
Сергея Александровича Рачинского

6 апреля в Верхнетроицкой сельской библиотеке-филиале прошел вечер памяти С.А. Рачинского (1833 – 1902).
Вечер памяти был организован Рыбасовой Н.В. – директором Дома-музея им М.И.Калинина, Гурьевой Л.В. – заведующей библиотекой-филиалом, Костеревой И.Н. и Косенко О.Н. – работниками Участковой социальной службы.
С докладом выступил серебряный волонтер Бардашов В.Х.  В беседе принимал участие настоятель храма Сошествия Святого Духа на апостолов (п.Верхняя Троица) отец Александр (Любавин).

Кем был С.А.Рачинский? С чем связана его жизнь? Какой вклад он внес в историю нашего края?
Родился Сергей Александрович Рачинский 2(15) мая 1833 г. в селе Татево (Оленинский район Тверской области) в семье знатных дворян Баратынских-Рачинских. Воспитывался дома. В 1849-1853 гг. учился в Московском университете. Позднее он стал ученым ботаником, с 1859 по 1868 гг. преподавал в Московском университете физиологию растений.
Приезжая в родное имение, заинтересовался работой с учениками сельской школы, которую открыл в 1861 г. его отец.
В 1872 году Рачинский вернулся в свое имение, где стал помогать сестре обучать крестьянских детей в Татевской школе. Он преподавал арифметику и грамматику, музыку и рисование, читал с детьми местных деревень мировую классическую литературу.
Как педагог Сергей Александрович не придавал особенного значения методам или техническим приемам преподавания, а обращал главное внимание на характер или внутренний строй школы. Он осуществлял свою педагогическую деятельность с твердым убеждением, что русская школа всем своим существованием, всем укладом входит в жизнь народа, которому она принадлежит: а так как русский народ есть народ православный, воспитанный в заветах Церкви, то такова должна быть и его школа.
Всего Рачинским в Бельском уезде было создано и содержалось преимущественно на его средства около 30 школ. Татевская школа в 1900 году участвовала во всемирной выставке в Париже. Опыт школ Рачинского использовали в Англии и Японии.
В статье Станислава Минакова и Ирины Ушакова есть интересная запись: «Просветительская деятельность Рачинского была оценена императором Николаем II. 14 мая 1899 года император подал рескрипт, в котором говорилось: "Труды ваши по устройству школьного обучения и воспитания крестьянских детей, в нераздельной связи с церковью и приходом, послужили образованию уже нескольких поколений в духе истинного просвещения, отвечающего духовным потребностям народа. Школы, вами основанные и руководимые, состоя в числе церковноприходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений".

Заслугой С. А. Рачинского явилось то, что он "для огромной – основной! части русского общества – крестьянства он создал уникальный механизм – сельскую школу нового образца, позволяющую сохранять духовные приоритеты народной веры и в то же время открывающую ломоносовский путь в высокие сферы образования, искусства и науки".

В адрес организаторов встречи прозвучали слова благодарности. Они отметили, что мероприятие получилось очень душевным, наполненным теплом и уютом.

 

 

Новости: