Новости сельских библиотек

Семинар сельских библиотекарей
«Библиотека, школа,  семья:
грани сотрудничества»
.
К 10-летию детства
в Российской Федерации

6 апреля в Центральной библиотеке в рамках работы по программе «Читающий ребенок – счастливая семья» состоялся семинар на актуальную и злободневную тему – «Библиотека, школа и семья: грани взаимодействия». Прошел он в форме круглого стола, в котором приняли участие сотрудники библиотек Кашина и района, школьные библиотекари, представители средств массовой информации, Дома детского творчества.  Круглый стол вела заведующая инновационно-методическим отделом РМУК «Кашинская МЦБ» Ю.А. Малышева. Были подняты очень интересные и наболевшие вопросы.

Понятно, что для того, чтобы объединить усилия для восстановления традиций семейного чтения, библиотекарю нужно начать с себя. Участникам круглого стола был предложен видеоролик  о роли чтения в  семьях библиотекарей  Карасукской библиотечной системы. Затем кашинские библиотекари приняли участие в анкетировании «Организация домашнего чтения в семье». Вот что показал анализ анкет. В семьях библиотекарей у 67%  есть несколько книжных полок, 22% имеют дома книжный шкаф, 11% - стеллаж с книгами. У 78% опрошенных,  у ребенка есть своя книжная полка или уголок с книгами. Ребенок  часто посещает  библиотеку у 93% участников опроса. Каждый день читают детям книги 44% библиотекарей, каждый день перед сном – 12%, когда попросит – 22%, иногда – 22%. Любимыми книгами детей являются русские народные сказки, исторические романы, фантастика, справочная литература, есть дети, которые читают книги  разных жанров, не отдавая предпочтения какому-либо одному. Из недавно прочитанных вместе с ребенком книг названы произведения С. Михалкова, М. Пришвина, К. Чуковского, В. Осеевой, С. Маршака, А. Барто, В. Богомолова, В. Железникова. Всегда беседуют о прочитанном 93% опрошенных, иногда – 7%.  У 78% респондентов  ребенок может назвать прочитанные вместе книги,  у 22% - затрудняется ответить.  Дети знают имена писателей и поэтов – классиков:  русских, современных и зарубежных.  89% опрошенных  считают, что дети могут пересказать отрывок из любимой книги, 11% - затрудняются ответить на данный вопрос. Детские журналы выписывают только 11% участников опроса. Большинство считает, что ребенок должен научиться читать в возрасте 5-6 лет.  У 78% дети умеют читать и понимают прочитанное.

О стимулировании интереса к книге и чтению через организацию работы детских объединений в библиотеке рассказали работники Стуловской и Барыковской сельских  библиотек. И.И. Петрова,  заведующая Стуловским филиалом, подчеркнула, что родители ребят, входящих в Детское Научное Общество любителей книг стали чаще приходить в библиотеку, интересоваться книгами.

Ведущий библиотекарь Барыковского филиала поделилась организацией работы по программе «Вместе с книжкой мы растем», которая била реализована вместе с детским садом. Она подчеркнула, что данная программа была интересна молодым родителям, которые стали чаще приходить за книгами в библиотеку. Проблема заключалась в том, что быстро перечитали книги из рекомендательных списков, имеющиеся в библиотеке.  Литературу по запросам пришлось привозить из Кашина.  

Очень интересным и познавательным стало выступление педагога-библиотекаря средней школы №3 М.Г. Балясовой, которая  поделилась опытом работы по взаимодействию школы, семьи и школьной библиотеки в развитии культуры чтения ребенка. Было внесено предложение – побывать в школьной библиотеке, чтобы полнее познакомиться с организацией ее работы. 

Е.Ю. Морозова, ответственный секретарь «Кашинской газеты» рассказала о традициях семейного чтения в дореволюционной России, о значении домашнего образования, иллюстрировала свой рассказ примерами из жизни зажиточных крестьян Кашинского уезда, кашинского дворянства и купечества.

Об опыте работы с семьями рассказала заведующая Библиотекой детского и семейного чтения Л.И. Коновалова. Она предложила сельским коллегам формы работы, которые могут активизировать участие родителей в организации чтения детей. 

О формировании традиций семейного чтения на основе массовой работы с читателями библиотеки рассказали Фомин В.Л., заведующий Славковской сельской библиотекой-филиалом РМУК «Кашинская МЦБ» и  Шейхмагомедова А.Ч. библиотекарь Барыковской сельской библиотеки-филиала РМУК «Кашинская МЦБ».

Мастер–класс по организации литературных семейных игр провела методист Дома детского творчества С.А. Беляева. Она представила участникам семинара семейное лото «Литературный алфавит».

В завершении работы круглого стола сделан  вывод о том, что в настоящее время библиотекам приходится брать на себя роль ведущего в возвращении традиции  и ценности семейного чтения, причем опираться чаще приходится на представителей младшего поколения и их бабушек и дедушек. Родители больше времени посвящают работе, уезжают в крупные города вахтовым методом. Большую роль играют совместные мероприятия, родительские собрания, презентации выставок детей, на которые они приходят вместе с семьей. Также прозвучали предложения по организации работы с родителями. Методистом был подготовлен комплект материалов для организации работы с семьей: анкеты для родителей и детей, материалы для проведения родительских собраний, сценарии семейных литературных игр и конкурсов и другое.

А в том, что сейчас эта тема становится все более актуальной, участники круглого стола убедились, посмотрев видеоролик Пензенской детской библиотеки, в котором показано, как  работает с молодыми семьями и возрождает  традиции семейного чтения коллектив этой  библиотеки сегодня.

 

Новости: