Народные промыслы кашинского края

Производство белил

   В Кашине, в отличие от других городов Тверского княжества, в самостоятельное ремесло выделился оригинальный химический промысел – изготовление белил и сурика. Непонятно, каким ветром ещё в XVII веке, занесло в Кашин этот промысел. По свидетельству П.М. Лукьянова, автора монографии «История химических промыслов и химической промышленности России до конца XIX века», краски в России в XVII столетии завозились из заграницы, в основном из Германии. Автор данного труда профессор Павел Митрофанович Лукьянов проделал впервые большое и глубокое исследование архивных материалов о развитии химических промыслов и химической промышленности в России, хранящихся в Центральном государственном архиве древних актов (в фондах Берг-коллегии, Кабинета Петра I, Сената, Приказа рудных дел) и в других архивах.

   В России белила и сурик изготовлялись только в четырех городах: «…вохра калужская, чернь псковская, белила московские и кашинские». Белила получали из свинца. Стружки помещали в горшок, заливали уксусом и оставляли на некоторое время в тепле. Потом полученное белое вещество перетирали в порошок. А если свинцовые белила прокаливали на огне, получался сурик — краска ярко-оранжевого цвета.

   Самая ранняя запись о производстве в Кашине белил относится к началу XVIII века. В Переписной книге за 1709 год, где указаны профессии владельцев домов, встречаем такую запись: «Петр да Иван Антиповы дети Рождественские делают белила…».

   Основываясь на материалах И. Забелина по истории русской живописи, можно считать, что белила в Кашине изготавливались кустарным способом еще в конце XVI века. В книге А. Успенского «Царские иконописцы и живописцы» указывается, что живописцы в XVII веке покупали сурик и белила изготавливаемые кашинскими ремесленниками. «В 1667 году для иконной живописи церкви Благовещения иконописец Иван Филатов покупал сурик кашинский в москательном ряду по 6 рублей за пуд…».

   Многоцветье живописи в Древнерусских княжествах связывают в первую очередь с иконописью. Для изображений Вседержителя и святых нужны были самые чистые и качественные краски. Часть их ввозилась из городов Ганзейского торгового союза, часть добывалась или изготовлялась на месте, из местный минералов и подручных материалов, производство красок из которых делом было сложным, а иногда даже и опасным – как в случае со свинцовыми белилами с вредными испарениями во время их изготовления. Можно как угодно относиться к алхимии из-за её поисков «философского камня» и попыток превратить свинец в золото, но то, что она дала толчок развитию и обычному исследованию свойств веществ – бесспорно. Химия как наука дала множество великолепных колеров. Так что половину красок русские живописцы того времени получали «по импорту», а вторую половину – на месте.

   Напомним, что в то время полного отделения ремесла от торговли еще не было. Сурику много требовалось живописцам для грунтовки под золото, для окраски различных бытовых предметов и знамен. Из расходной книги Оружейной палаты в Московском Кремле можем сделать вывод, что сурик, изготовленный в Кашине, пользовался большой известностью.

   В XVIII веке производством краски Кашин настолько прославился, что на гербе города, утвержденным Екатериной Второй в 1799 году были изображены три ступки с белилами «каковыми заводами сей город весьма славится».

   По подсчетам П.М. Лукьянова в 1764 году в Кашине было выработано белил 7000 пудов, сурика – 1200 пудов. В 1776 году белил первого и второго сорта около 2000 пудов, сурика – 283 пуда.

  Никаких «заводов» по производству краски в Кашине не было. Весь «завод» мог обойтись сараем с ямой в нем и навесом. Техника приготовления белил была незатейливой. Брали свинец, отливали его небольшими листами, свертывали их в трубки и помещали в небольшие глиняные горшочки (ступки). Они и были изображены на кашинском гербе.

  Эти ступки заливали уксусом и помещали в яму под навесом. В течение определенного времени уксус разъедал свинец и превращал его в белила.  Для получения сурика в белила добавляли хорошо отмученную красную глину.

 
  Жили ремесленники красильщики на Поганой слободе (современные улицы Чистопрудная и Курортная). Поганой она называлась, видимо потому, что на ней от реакции уксуса со свинцом постоянно стоял смрад.

 В середине XVIII века Поганая слобода переименовалась в Чистопрудную. В 1741 году бывшая здесь церковь Рождества Богородицы именуется, как Рождества Богородицы на Чистых Прудах.

 

Это интересно:

   Свинцовые белила часто фальсифицируются (например, мелом, гипсом) и смешиваются с другими белилами, например, баритовыми белилами, сернокислым свинцом, углекислым барием и другими.

   Способы распознавания:

*чистые свинцовые белила должны растворяться в азотной кислоте без остатка. Разведенная азотная (и уксусная) кислота растворяет краску при обыкновенной температуре с шипением, образуя бесцветный прозрачный раствор без всякого осадка. Если по лучится осадок, то он может быть тяжелым шпатом, сернокислым свинцом или гипсом, или кремнеземом, или глиноземом; в случае подмеси к краске мела, углекислого бария или цинковых белил, последние также перейдут в раствор.

* при накаливании (на фарфоре) белила принимают оранжевый оттенок, который по охлаждении переходит в светло-желтый.

* при нагревании в пробирном стаканчике белила, содержащие большое количество свинцового сахара, чернеют.

* белила, выдержавшие испытание азотной кислотой, должны растворяться в аммиаке и в крепком растворе едкого калия при нагревании и давать бесцветный прозрачный раствор; при получении осадка последний состоит из мела и углекислого бария. Примесь цинковых белил и в этом случае не будет обнаружена, так как они останутся в растворе. Если в растворе содержатся цинковые белила, то при действии на него сероводорода или сернистого натра получится белый осадок.

* раствор сернистого натрия чернит белила.

   Свинцовые белила отличаются своим чисто белым цветом и выдающейся кроющей способностью, почему эта краска и расходуется в огромных количествах. Одни Соединённые Штаты ежегодно расходуют не менее 60 000 тонн свинцовых белил. Свинцовые белила умели изготовлять 3 тыс. лет назад. Основным поставщиком их в древнем мире был остров Родос в Средиземном море. Красок тогда не хватало, и стоили они чрезвычайно дорого. Прославленный греческий художник Никий однажды с нетерпением ожидал прибытия белил с Родоса. Драгоценный груз прибыл в афинский порт Пирей, но там неожиданно вспыхнул пожар. Пламя охватило корабли, на которых были привезены белила. Когда пожар погасили, расстроенный художник поднялся на палубу одного из пострадавших кораблей. Он надеялся, что не весь груз погиб, мог же уцелеть хотя бы один бочонок с нужной ему краской. Действительно, в трюме нашлись бочки с белилами: они не сгорели, но сильно обуглились. Когда бочки вскрыли, то удивлению художника не было границ: в них была не белая краска, а ярко-красная! Так пожар в порту подсказал путь изготовления замечательной краски – сурика.

   Из белых пигментов в живописи И.К. Айвазовского безраздельно господствуют свинцовые белила, присутствующие практически во всех произведениях художника. Не выявлено ни одного случая использования в авторских красочных слоях каких-либо иных белил, что является важным фактом при экспертизе и атрибуции картин художника.

 

"Красота требует жертв"

   Свинцовые белила (карбонат свинца) - это один из первых искусственных пигментов, известный с древних времен. Считается, что первыми применять свинцовые белила стали древнегреческие женщины для отбеливания лица. Затем мода перекочевала в Древний Рим. В Средние века свинцовые белила пользовались большим спросом у женщин всех сословий. Известно много способов изготовления свинцовых белил, которые применяли для кожи. Французы растворяли окись свинца (глёт) в разбавленной уксусной кислоте, в полученный раствор уксуснокислого свинца подавали под давлением струю углекислоты. В результате получался белый осадок, который отделяли от раствора, тщательно промывали и высушивали, затем соединяли со связующим материалом и старательно растирали до получения однородной консистенции.

   На Руси свинец раскатывали в тонкие пластины, нарезали полоски шириной в три пальца, сворачивали их в спирали, чтобы их стенки не соприкасались, в деревянную бочку укладывали слой конского навоза толщиной 8 - 10 см. в навоз ставили несколько стаканов и наливали в них до половины 40%-ю уксусную кислоту, свинцовые спирали подвешивали над стаканами на высоте 0,5 метра, бочку герметично закрывали войлоком, крышкой и сверху клали гнёт, ставили в теплое место около печи, через месяц бочку открывали, доставали свинцовые спирали с налётом (белилами), отмачивали в воде, снимали налёт, высушивали и растирали со связующим материалом. Иногда вместо навоза и уксусной кислоты использовали раствор дрожжей с пресным медом. В качестве связующих материалов использовали яйца, животные жиры, растительные масла, а также коровье масло, творог и сметану. Бледный цвет кожи в старину и до недавнего времени считался признаком аристократизма. Красавицы и не подозревали, какой вред наносят своему здоровью, используя косметику с тяжелыми металлами в её составе. Наряду со свинцовыми белилами использовались: киноварь (сернистая ртуть), сулема (двухлористая ртуть), сурьма, соли висмута и др. вредные и ядовитые вещества. Только во второй половине Х1Х века врачи научились диагностировать отравления свинцом и другими веществами.