Мукомольное дело

Мукомольное дело

Водяные мельницы появились на Руси в течение второй половины XIV века. В Кашине – в XVI веке. Содержать мельницу было в то время накладно. Поэтому водяные мельницы имели прежде всего монастыри. Сретенскому женскому монастырю пожаловал мельницу в 1599 году Борис Годунов, когда приезжал в Троицко Макарьевский монастырь. Мельница находилась на реке Кашинке, против монастыря (современная плотина).

Дмитровский мужской монастырь имел мельницу на Кашинке за городом (около нынешнего Гурьевского моста). Время построения этой мельницы неизвестно, но в 1628 году она уже упоминается в переписных книгах.

Кашинский Николаевский-Клобуков монастырь заимел мельницу на Кашинке при впадении в нее речки Вонжи, позже на Вонже.

Содержать мельницы даже богатым монастырям было не легко. С 1764 года мельница Дмитровского монастыря находилась в совместном владении монастыря и помещика Н. Гурьева. Николаевский-Клобуков монастырь сдавал мельницу в аренду и «в монастырскую казну шли оброки с мельницы, что на Кашинке 40 рублей в год, а с мельницы на Вонже по 1 руб. 50 коп. в год». В середине XIX века водяные мельницы появились, как грибы после дождя, в деревнях на Медведице, на Корожечне и других реках. По описи 1837 – 1874 годов в Кашинском уезде насчитывалось 25 водяных мельниц и до 12 ветровых.

В то время кашинские купцы вели широкую отпускную торговлю хлебом. Они закупали в низовых губерниях по Волге рожь и пшеницу, мололи зерно на мельницах Кашинского, Калязинского, Корчевского уездов, а муку отправляли в Санкт-Петербург и Москву. За помол платили владельцу мельницы по 15 копеек с четверти ржи.

Мельники во все времена были уважаемыми людьми. От них зависит качество муки. Искусство мастера особенно высказывалось при спаривании, то есть подборе верхнего жернова к нижнему. Главная суть дела в жерновах: Добрый камень обогатит, а плохой может разорить хозяина» - говорили тогда. Крупчатки строились в три яруса: в верхнем чистят зерно, в среднем отбирают и отсевают отруби, в нижнем ярусе крупа размельчается в муку. Если мука пошла слишком крупная, выбивают клинышек и опускают верхний жернов.

На мельнице работали двое – мельник и помощник. Мельник следил за обсыпью. Обязанность помощника – засыпать новое зерно.

В конце XIX века купец Трофимов построил в Кашине на Чистопрудной улице паровую мельницу. Наступил век машин.

 

 

Битьё масла

С незапамятных времен в уезде сеяли масляничный лен из которого били льняное масло, которое было важным продовольственным подспорьем в семье. Били крестьяне масло вручную при помощи простейших приспособлений.

Для того, чтобы получить масло, надо было просушить льносемя, столочь на мельнице или вручную в ступе. Истолченную массу помещали в горшки и разогревали в печи. Горячую массу заворачивали в толстую холщевую ткань и закладывали в деревянную колоду между двумя плошками. Эти плошки сдавливали при помощи клиньев и били по ним кувалдой. Под колодой было отверстие, через него масло стекало в посуду. Выдавив масло, вынимали сдавленный куль и вставляли новый.

Излишки сбитого масла шли на продажу. В описании Кашина за 1853 год говорится, что кашинские торговцы закупали у крестьян до 4000 четвертей льняного семя и выделывали от 7000 до 8000 пудов льняного масла. В городе для местного потребления расходовалось не более 2000 пудов, остальное отправлялось для сбытия в другие города. Нельзя забывать, что русские люди в большинстве своем более или менее строго соблюдали посты. Пища постных дней не обходилась без льняного или коноплянного масла.

Шло льняное масло и для изготовления олифы, которого много шло художникам и иконописцам.

Оборот розничной торговли льняного масла в Кашине был на сумму до 18000 рублей серебром, в других городах до 7000 рублей, в том числе дуранды – до 5000 рублей.

Жмых также использовался, он шел на корм скотине. Для выделывания масла торговцы арендовали маслобойни (до 20). Мы не располагаем сведениями о производительности этих маслобоен, но, видимо, он были механизированы на уровне того времени.

Это интересно!

   Возделываемый с глубокой древности, в России лён использовался не только для ткачества, но и как отличное, а во многих случаях и незаменимое лечебное средство. Есть одна русская загадка, хорошо показывающая, какое широкое применение находил лён, и как высоко оценивались его свойства человеком: «Били меня, колотили, во все чины производили, на престол с царем посадили».

   В народной медицине лён исстари применяли как противовоспалительное и слабительное средство, при кожных заболеваниях, ожогах, при заболеваниях органов дыхания, астме, подагре, ревматизме и др. «Русский травник» XIX века сообщает об этом растении следующее: «Linum usitatissimum, лён обыкновенный из семейства леновых дает для медицинских надобностей семена, содержащие жирное масло, состоящее из глицеридов линоленовой, стеариновой, пальмитиновой, олеиновой и миристиновой кислот, белковые вещества, слизь и минеральные соли. 2 драхмы сушеной травы наливают 6 унциями кипяченой воды, или сыворотки; в порошке дается по 1 драхме; для винной настойки полагается сушеной травы Linum catharticum 1 унция на бутылку, через 12 часов сливают процеженную жидкость. Извне припаривают ущемленное место льняною паклей, напитанной теплым маслом.

   Лён пропускной, или слабительный, кокушкин лён. Linum catharticum. Сила: хорошее слабительное, без отягощения желудка, и мочегонное. Употребляется: в болезнях, происходящих от засорения кишечного канала, летучей или непостоянной ломоте, начальной водяной болезни, и в каменной боли почек или мочевого пузыря. Иные настаивают это растение в белом виноградном вине и пьют при этих болезнях».

   В медицине употреблялось как льняное семя — цельное, толченое и дающее с кипящей водой слизь, так и льняное масло — внутреннее и наружное лекарство, используемое также для приготовления старинных целебных бальзамов — серного и гарлемского.

   Льняные семена содержат большое количество полезных кислот, витаминов и минералов и обладают высокой лечебной эффективностью при многих заболеваниях. Еще Гиппократ советовал применять льняное семя при болезнях мочевых путей, особенно при воспалительном мокротном течении. А знаменитый средневековый врачеватель Ибн Сина указывал: «Льняное семя помогает от язв мочевого пузыря и почек. Отвар льняного семени, если его применить в клизме с розовым маслом, приносит большую пользу при язвах в кишках… Льняное семя помогает от слизистого кашля, особенно пережаренное».

   В старину из семян льна вместе с настойкой опия делали успокаивающие клистиры. Толченое льняное семя употребляли для припарок. Употребляли их и в виде клейкого отвара, а также делали наливку на их основе.

   «Русский лечебный травник» XIX века также указывает на лечебные свойства льняного семени и приводит способы его использования: «Новейшие врачи похваляют: в хрипоте, перхоте, простудном кашле, воспалении легких, одышке и трудном отделении мокроты.

   В воспалительном запоре мочи, наливка сих семян, с прибавлением 1 драхмы селитры на 2 фунта жидкости, подслащенной уксомедом или клюквенным вареньем, оказывает великую пользу; также и в перепойном мочерезе, принимаемая по чайной чашке несколько раз в день. Извне: в виде полоскания, подслащенного медом, похваляется в жабе и молочнице во рту; в виде промывательного смягчающего боль в кишках, резь и частые потуги, нередко сопряженные с кровавым поносом; в виде припарки; толченые семена, вареные с молоком, служат самой лучшей мягчительной катаплазмой, употребляемой при твердых воспалительных опухолях, особливо нарывах, паховиках и пр. Количество: от 1/2— 1 унции полагается цельных семян на 2 фунта кипяченой воды, которую вскипятить однажды и процедить, внутрь и снаружи употреблять, как сказано выше».

   Слизью из семян, извлекаемой «варением или наливкой горячей воды (1 унция семян на 6 унций воды)», «Русский лечебный травник» советует промазывать детям во рту, для очищения молочницы и другой сыпи, а также употреблять ее при кровавом поносе, воспалении мочевого пузыря, желудка и кишечного канала.

   Слизь из льняных семян приготавливали вымачиванием семени в теплой воде (1:50) в течение 30 минут и более. Получившуюся слизистую массу процеживали через холст. Образование слизи объясняется свойством наружного слоя клеток семенной оболочки.

   Отвар делали, взяв на 1 часть семян 20 частей горячей воды и нагревая в течение 30 минут на водяной бане.

 

Новости: