Село Матино лежит в низинке по дороге на Славково, название происходит от старославянского «Мати», что значит «мама», «Матушка». На старых картах 1918-1920 гг. обозначено, как «Митино». Первые сведения о селе относятся к концу XVIII века: в документах владельцами названы Волынская Н.Н., Постельникова Е.А., Зикова Ф.Н., Угрюмова И.И., Бокастова Е.И. В их владении было 15 дворов, 40 мужчин, 40 женщин.
По документам 1850 г: одна часть села составляет собственность титулярного советника Сергея Павловича Перского – 7 дворов, 24 м, 30 ж; Вторая в собственности штаб-ротмистра Селифонтьева Сергея Михайловича (булатовский помещик). Третья принадлежала вольным хлебопашцам А. Филиппову, Е. Федорову, И. Петрову, К. Демидову, проживало на Третьей части – 7 дворов, 26 м,36 ж. На 1862 год – всего 17 дворов 60 м, 75 ж. Таким образом, помещичьих частей в селе Матино было две, что перекликается со «Сборником статистических сведений по Тверской губернии 1894 года»: «Село Матино лежит на равнине, избы первой части на северо-восток, избы второй части на юго-запад надела, для обеих частей в селе есть общий пруд».
Про те же две части вспоминала Постникова К.А. 1917 г.р., уроженка Матино: «В Матино исстари было два посада – один «Булатовский (ближе к Мостищам)», другой «Перский (ближе к Вознесенью). У одного посада было два, у другого три колодца. Земли к Вознесенью обрабатывались «перскими» крестьянами, к Мостищам «булатовскими», земля к лесу принадлежала церкви. В середине села, окнами к «перскому» посаду стояло общее питейное заведение «чайная». Принадлежало оно Авдотье Филипповне Селезневой(Ефремовой). Действовало до революции, закрыто в 20-е.». В документах, кроме трактира упоминаются две мелочные лавки, ветряная мельница и маслобойка. Известно, что в селе Матино была своя кузница, находившаяся ближе к ручью. Владели ей Смирновы, в советское время национализирована. На выгоне между Мостищами, Матиным и Вознесеньем был кирпичный заводик, принадлежащий Кириллу Трифоновичу Блинову.
День села гуляли на Илью-пророка, Петров день отмечали в соседнем Холстове (приходской праздник Матинской церкви).
О матинской церкви…
Согласно Епархиальным документам деревянный храм Николы в селе Матино построен в 1761 году, ок.1846 на его месте выстроен каменный с престолами св. Николая и св. Петра и Павла. В «Тверском Епархиальном Статистическом Сборнике Добровольского И.Н. за 1901 год» приводится следующее: Село Матино, от Твери 100 верст, от Кашина 25 верст. Церковь Никольская, построена в 1846 году, каменная, престола два: в холодной – Святителя Николая, в теплой – Святых Апостолов Петра и Павла. Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1823 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Василий Иоаннович Лебедев 43-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1880 года, священником с 1882 года, награжден в 1898 году скуфьей. Диакон Димитрий Александрович Ивановский 23-х лет, в служении с 1894 года, диаконом с 1896 года. Псаломщик Арсений Иванович Флеров 25-ти лет, в должности с 1892 года. Церковный староста крестьянин Феодор Стефанович Моронов 37-ми лет, в должности с 1895 года. Прихожан в селе Матине, в сельце Тетькове Корчевского уезда, в деревнях: Холестове, Мостищах, Поповке, Козлове, Отрубневе, Селехове, Калицыне, в деревне Верхней Троице Корчевского уезда - 251 двор (956 мужчин, 1067 женщин). В 1914 году служили: Священник Василий Лебедев 57-ми лет, окончил семинарию, на службе 34 года, в Никольском храме 32 года. Псаломщик Александр Постников 29-ти лет, на службе 10 лет. Прихожан в деревнях: Мостищи, Холстово, Поповка, Козлово, Отрубнево, Селихово, Калицыно, Верхняя Троица Корчевского уезда - 1040 мужчин и 1147 женщин.
К.А. Постникова (1917 г.р.) вспоминала: «А какая же церковь у нас была белая-белая. Колокольней стояла к сторожке, колокольня высокая – лестница аж семь пролетов, широченная купол над колокольней – четырехгранный, над основной церковью круглый. Под колокольней была зимняя церковь, под круглым куполом - летняя. В летней церкви, какая же была красотища: из-под большого купола висела паникадила огромная, наверху были хоры, а на хорах висели цветки стеклянные свитые в венки. В стенах нашей церкви сделаны были ниши (с улицы), и в каждой из них – фрески разных святых, как сейчас помню – Николу Чудотворца, Иисуса, Илью-пророка, богородицу, Георгия. Церковь стояла сама белая, крыша зеленая, оградки столбики –беленькие, решетки – витые зеленые. На Пасху разрешали целую неделю всему люду бить в колокола. Помню сторож, он же звонарь Белов Александр Иванович, пускал на, ребятишек на верхний пролет. Колоколов в нашей церкви было пять: один великий, один средний три небольших».
Церковь действовала, примерно до 27-го года, затем была закрыта. Ее купил льнозавод и организовал приемный пункт. В 52-54 гг. храм разобран на кирпич для новостроек в Кашине. К церкви относился ряд хозяйственных сооружений: Церковный дом (в сов. время здесь разместили клуб, сельсовет, начальную школу, библиотеку; разобран в 80-е), сторожку (в ней в разное время были пекарня, столовая, библиотека), церковный амбар и сарай.
О матинской школе…
В 1903 году открылись две начальные, однокомплектные школы. Располагались они в наемных зданиях. Попечителем Матинского училища являлась Елена Романовна Шуман (Вознесенская помещица). Она же помогала собирать деньги на строительство нового школьного здания. Удалось завершить строительство, лишь к 1914 году. Школа построена у ручья между Матиным и Мостищами. Здание сгорело в первые годы советской власти. Некоторое время детей обучали в бывшем доме причта. В это время готовилось новое здание, которое снова сгорело. В 20-е годы из д. Козлово перевезли готовую школу. Сохранившийся школьный сад посажен детьми в 50-е по инициативе учителей Крупенина и Аникина. Закрыли школу в 80-е, начали разбирать. В настоящее время в сильно заросшем школьном саду стоит лишь фундамент школы.
О колхозе
Первоначально назывался колхоз «имени ОГПУ», организован около 1929 года. Первым председателем был Петров Александр Семёнович, после него руководили: Блинов Дмитрий Иванович; Морозов Михаил Васильевич (до 1941); Постникова Клавдия Александровна (до 1948); Рулёв Павел Константинович (до 1953) – в 1949 году переименован в «сельхоз бригаду им. Сталина»; Гогонин Василий Васильевич (до 1957); Крупенин Валериан Кузьмич;
Полуденный Павел Константинович – при нём сёла Матино, Вознесенье, Мостищи, Козлово, Холстово, Мал. Макарово объединили в колхоз «Родина». Матино стало центральной усадьбой колхоза; Макаров А.А. (до 1965) - в 1965 году колхоз «Родина» вошёл в состав совхоза «Верхнетроицкий». Возглавил совхоз Макаров А.А.
Матино в годы народной войны
Рассказывает Постникова К.А. (председатель колхоза им. ОГПУ д. Матино в 1941–1948 годах): «Около тридцати человек ушло на фронт, вернулось девять, осталось нас в колхозе 140 человек, в основном дети, женщины и старики. Забирала рабочие руки и мобилизация: отправляли женщин матинских копать торф, сплавлять лес. Как сейчас вспомнишь – ужаснёшься, не знамо какие трудности были: рабочей силы нету, повозок новых сделать некому, убирать зерновые – вручную. Помню, впрягалась я с женщинами вместе в плуг и тащила его. Мне после того женщины сказали, что лучше лопатами всё поле перекопают. А какие обязанности были: мосты строили через ручьи. Ведь мы-то прифронтовая полоса! А как строили – посадим пару стариков для совета, а сами, женщины, брёвна тащим, обтёсываем. Обязывали нас очищать участок тракта от Сусолихи до Поповки, во время снежных заносов. К Твери в ту пору шла техника и продовольствие. Так и выходили с лопатами, ночью в метель. А чем кормились – зерно всё отдавали фронту, ели «тырганцы» – очистки от подгнившей картошки, от чего у женщин часто случалась рвота. Ещё опасности – дезертиров ходило множество. Один пришёл ко мне ночью, говорит: квартиру подавай ему, довольствие. Отвечаю: сами впроголодь живём. Покуда он решения моего ждал, сказала парнишке нашему, матинскому, чтоб скакал на военную точку воздушного наблюдения. Она между Мостищами и Козловым находилась. Габлин (был там такой командир) мог арестовать дезертира. Когда Габлин уже подъезжал – дезертир всё понял. Плюнул мне в лицо и скрылся. Я уж и на том рада была, сами бы мы с ним не управились.
Трудились мы с двух ночи до десяти вечера. В годы войны построили ригу. В ней сушили лён, обмолачивали, трепали. Была у нас даже машина, для трепания льна – «самталовка». Построили мы и скотный двор у ручья, на тридцать голов скота. В хозяйстве уже были конюшня на 27 лошадей (из них 9 забрали на фронт), свинарник на 20 поросят, овчарня в амбаре кузнеца. Помню, в овчарне между брёвнами была щель на улицу. А в ту пору волков развелась тьма-тьмущая. Мужиков-то не было, стрелять некому. Вот помню, волк здоровенную овцу прям через щель вытащил на наших глазах…
Работало нас в годы войны две бригады, до войны три было, позже по недостатку людей стало две. Едва успевали выполнять приходящие распоряжения. А ежели не выполнишь, разговор короткий – судить по законам военного времени. Как это делалось – вы и сами знаете. Был у нас Блинов Е.В., евангелист, жил там, где сейчас почта. Когда его мобилизовали, он сказал, что не будет стрелять в людей по убеждению, так его самого осудили и расстреляли. И мне угрожали, если чего случалось в колхозном хозяйстве не так. Да, было трудное время…»
Список павших в годы ВОВ, публикуется по памятной доске из матинского клуба.
Блинов К.А |
Постников А.А. |
Блинов М.Н. |
Блинов П.К. |
Бровкин А.А. |
Бровкин И.А. |
Козлов Н.Г. |
Карасёв М.А. |
Морозов А.К. |
Морозов Н.В. |
Бровкин А.Д. |
Смирнов Н.В. |
Козлов А.И. |
Румянцев А.И. |
Козлов М.Г. |
Морозов Н.В. |
Постников В.А. |
Смирнов Н.В. |
Румянцев И.П. |
Козлов А.А. |
Матино сегодня
В настоящее время (на 2009 год) в деревне Матино стоит 25 домов, постоянно проживает 28 человек. С 2000 года начался приток молодёжи в село. Возникло несколько новых крепких хозяйств. Матино всё чаще расценивается как место творческих встреч. С 2008 года начал функционировать дом творчества «Жар-птица», где периодически проходят интересные мероприятия. Экономическое благосостояние села на сегодняшний день вызывает больше вопросов, чем ответов. Коллектив «домохозяев» в Матино только формируется. От них и будет зависеть будущее этого места. Однако в целом в сравнении с прочими соседними сёлами просматриваются тенденции к возрождению.