Маковницы

    История ныне вымирающего села Маковницы традиционно была связана с усадьбой в нем находящейся. Собственно, сам населенный пункт возник вокруг барского гнезда. Известно, что в середине 1830-х годов это имение уже принадлежало семье Лодыженских. Род этот упоминается в разрядных книгах с середины XVI века. В XVII веке представители рода служили воеводами, стряпчими, патриаршими и государевыми стольниками. В XVIII столетии род этот развивался в фарватере государственных преобразований. К началу XIX столетия род этот изрядно разросся, многие представители его отличились как на гражданской, так и на военной службе. Николай Федорович Лодыженский командовал полком во время русско-турецкой войны, участвовал и в Отечественной войне 1812 года. Илья Федорович Лодыженский состоял зубцовским уездным предводителем дворянства, Иван Николаевич Лодыженский (1848-?) кашинским уездным предводителем. Тайный советник, шталмейстер Иван Николаевич Лодыжинский (1878-?) был сенатором и в 1914-1917 гг. управляющим делами совета министров. Род Лодыженских был внесен в 6-ю, 3-ю, 2-ю части дворянских родословных книг Калужской, Саратовской, Тамбовской, Тверской, Нижегородской, Тульской, Ярославской, Костромской, Псковской, Астраханской, Рязанской губерний.

   Одна из ветвей этого рода имела поместья в Тульской и Тверской губерниях, отличалась завидными музыкальными дарованиями и активным участием в общественной жизни. Старший ее представитель в XIX веке – Василий Алексеевич Лодыженский владел сельцом Воскресенское Чернского уезда в Тульских землях. Здесь родился выдающийся композитор – А.С. Даргомыжский. Николай Васильевич Лодыженский, сын вышеупомянутого Василия Алексеевича приходился Даргомыжскому двоюродным братом.

По утверждению В.Г. Каратыгина, автора посмертного очерка об Н.Н. Лодыженском (сыне Н.В.) в «Музыкальном современнике», Н.В. Лодыженского с Даргомыжским связывала давняя дружба. Каратыгин был знаком с сестрой Н.Н. Лодыженского, Варварой Николаевной. Лодыженских уже связывали с музыкой некоторые родственные отношения. Двоюродный брат Даргомыжского, Николай Васильевич Лодыженский в 1830-х гг. считался владельцем поместья Маковницы Кашинского уезда. Сам он гвардии полковник проживал там с десятью детьми, особыми талантами не отличался. Тем не менее, благодаря дружбе с композитором старался дать детям музыкальное образование. Иван Николаевич Лодыженский сочинял пьесы на фортепиано. В «Тверских губернских ведомостях» в заметке от 15 ноября 1891 г. упомянут оркестр И.Н. Лодыженского выступавший в зале тверского дворянского собрания. Его сестра Варвара занималась композицией, Анна Николаевна превосходно пела. Анна Николаевна Лодыженская стала возлюбленной Бородина, ей были посвящены его романсы - «Морская царевна», «Отравой полны мои песни», «Фальшивая нота». Анна Николаевна впервые увидела Бородина именно в Маковницах, впоследствии стала слушательницей высших женских курсов, где он преподавал. Наибольшим самородным талантом в области музыки отличился младший из братьев – Н.Н. Лодыженский. Виртуозно владея фортепиано, он выдавал потрясающие по своей техничности и гармонии импровизации.

   Возможно, имея желание образовать вокруг своих детей грамотную и нравственную среду, Николай Васильевич берется за образование крестьянских детей. В то время (а это 1840-е) такое желание уже само по себе было новаторским. Об этом событии нам известно из донесения Кашинского уездного исправника, где упомянуты всего две школы, организованные в частновладельческих имениях уезда: в селе Кой и в сельце Маковницы. Документ рисует перед нами картину этой задумки Лодыженских. «Училище основано в 1847 году, содержится из господских сумм от 25 до 30 рублей», «обучает приходской священник, безвозмездно, и один его помощник из числа закончивших это училище, с платою в уч. мес. 5-6 руб. серебром на господском содержании. Число обучающихся мальчиков – от 15 до 25, девочки не обучаются». Таким образом, в 1847 г. в усадьбе Маковницы было открыто приходское училище для крепостных.

    При Николае Васильевиче были заложены основные составляющие усадьбы, разбит пейзажный парк, занимающий около 12 десятин. В нем были насыпаны валы, высажены лиственницы, дубы, липы, сибирские кедры. В дополнении к двум прудам уже существовавшим в имении все это создавало удивительную по гармонии и красоте картину. В настоящее время известно место, где стоял когда-то барский дом Лодыженских. Неизвестно, когда дом был построен, вероятно в тех же в 1840-х, хотя прямых подтверждений тому нет. Несомненной доминантой ансамбля была церковь Покрова богородицы, построенная в 1806 – 1815 годах. Это легкий, устремленный ввысь храм, украшенный в стиле классицизма, до сих пор поражает своими формами. Как утверждают местные крестьяне, топоним «Маковницы» возник именно благодаря маковкам Покровской церкви. Согласно Тверскому епархиальному статистическому сборнику о храме приводятся следующие сведения: «Покровская 1817 г., кам., престолов 3, хол. Покр. Пресв. Богородицы, тепл. Св. Николая…».

   Продолжая рассказ о владельцах усадьбы, перейдем от Николая Васильевича к его сыну Николаю Николаевичу Лодыженскому. Николай родился в Маковницах в 1842 году. Он получил прекрасное домашнее образование, что позволило ему позднее поступить в Московский университет и продолжить образование на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. Благодаря своим музыкальным дарованиям он появляется на культурном горизонте столицы и примыкает к балакиревскому кружку в 1866 – 1867 гг. Об участии Н.Н. Лодыженского в жизни «Могучей кучки» свидетельствуют многочисленные характеристики Римского-Корсакова в «Летописи моей музыкальной жизни». В кружке Н.Н. Лодыженский получил прозвище – «Фим», которое является инверсией слова «миф». Такое прозвище ему дали друзья за способность внезапно появляться и исчезать из их поля зрения, а также за склонность к чудачествам и инфантильность к творчеству.

   В 1868 году Лодыженский приглашает друзей-кучкистов погостить у себя в имении Маковницы Кашинского уезда. «Помню, как сидя однажды у себя – отмечает в «Летописи» Римский-Корсаков, - я получил его записку с назначением дня отъезда. Помню, как картина предстоящей поездки в глушь, во внутрь Руси, мгновенно пробудила во мне прилив какой-то любви к русской народной жизни, к ее истории вообще». Летом 1868 года усадьба Маковницы встречала гостей: Н.А. Римского-Корсакова, супругов Бородиных, В.В. Стасова.

   С Римским-Корсаковым Н.Н. Лодыженского связывала большая дружба. Римский-Корсаков был крестным старшего сына Лодыженского, родившегося в 1872 году. Мальчику было дано непривычное для современного слуха имя Воин-Иоанн. Отметим, что это родовое имя Римских-Корсаковых. Николай Андреевич посвятил своему другу один из романсов на стихи Лермонтова – «Как небеса твой взор блистает…».

    Впоследствии, как говорили в то время, Николай Николаевич пошел по дипломатической стезе. Служил в Будапеште, Белграде, Галице, затем генеральным консулом в Нью-Йорке. В 65 лет (в 1908-м) вернулся в Россию, оставив службу по возрасту и поселился в Маковницах. Но и здесь он нашел оптимальное приложение своим силам: в 1910-1912 гг., 1914-1916 гг. – гласный Тверского губернского, Кашинского и Калязинского уездных земств. В 1912-1914 гг. избирался Кашинским уездным предводителем дворянства. Состоял членом славянского общества, чиновником особых поручений при обер-прокуроре священного синода, казначеем Палестинского общества, являлся основателем общества единения православной и англиканской церквей. Умер он 15 февраля 1916 года в Петербурге.

   Кроме Николая Николаевича Лодыженского владельцем усадьбы Маковницы считался Иван Николаевич Лодыженский (какое-то время он состоял предводителем кашинского дворянства), оба они упомянуты в «Именном списке землевладельцев по Кашинскому уезду», известно также, что Иван пытался продать свою часть имения Маковницы, о чем публиковал объявления в «Тверских губернских ведомостях» в 1906 г. и 1914 г. Вероятно часть Маковницкого имения выкупил немец Рудольф, построивший там сыроварню. Наследницей имения, принадлежавшего Н.Н. Лодыженскому, на 1917 г. значилась его дочь Александра Николаевна. После национализации большая часть построек перешла в ведение сельхоз Коммуны, затем Маковницы превратились в центральную усадьбу колхоза. Барский дом, а также старый парк перешел в ведение Маковницкой школы.

Позднее для школы было построено другое здание, а предыдущее было разобрано. Силами школьников поддерживался порядок в парке, расчищались аллеи и пруды. Село Маковницы имело собственный сельсовет, больницу, молокозавод. После укрупнения село начало вымирать, закрылась школа, большинство жителей уехало.
Настоящее состояние усадебного комплекса: барский дом стерт с лица земли, помещения конного завода и училища тоже. Сохранился парк с вековыми насаждениями дубов, лип, лиственниц. Еще видны его аллеи, т.к. прочищались в советское время, но и они зарастают, глубина парка все более напоминает лес. Оставляют желать лучшего пруды «Ольга» и «Софья», сегодня они заболачиваются. Единственное строение старой усадьбы, сохранившееся до наших дней – Покровский храм.

В советское время здесь было устроено одно из помещений молокозавода. Классический храм был облеплен грубыми пристройками, он потерял свои легкие «маковки», которыми так славился. Были счищены фрески, алтарь отделила стена из силикатного кирпича. В настоящее время он, как и все помещения молокозавода, заброшен. Маковницкая усадьба хоть и получила статус объекта культурного наследия, но конкретных шагов к его охране не предпринимается.

 

Село Маковницы. – Текст: электронный // Информационный портал творческого объединения «Жар-птица». – URL http://onitam.ru/places-catalogue/selco-makovnicy-v-gody-vladeniya-lodyzhenskih (дата обращения: 26.03.2022).