Кашин и Смутное время

Кашин во время Смуты

Из Хрестоматии Кашинский край: вехи истории (стр. 41 – 45)

15. Кашин во время Смуты

   Во время общаго в России от поляков разорения в 1609 году Кашин трижды был от них атакован, и хотя граждане и собравшиеся в сей город уездные дворяне под начальством избранного от них в предводители Ивана Баклановского храбро оборонялись, и поляки неоднократно были отбиты; однако, наконец, поляки купно (см. словарь) с татарами и казаками, набежав нечаянно, Кашин взяли и жителей мучили неслыханными мучениями, а именно: людей ломали, вешали на деревьях, в рот насыпав пороху и зажав оный, жгли на огне; а женскому полу, прорезывая сосцы, вдергивали веревки и таким образом вешали; в тайные уды (см. словарь) пороху насыпав, зажигали и другие ужасные лютости производили и при том, ограбив граждан и церкви, вышли. После чего было тут сборное место войск, идущих для очищения Москвы под командою Дмитрия Михайловича Пожарского.

   Карманов Д.И. Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края / Изд. В. Колосова. Тверь, 1893. С. 144—145. (Репринт, изд.).

 

16. Кашин во время Смуты

   В 1609 году трижды осаждали Кашин поляки; взяв город, жителей сильно мучили, грабили их дома и церкви, многое сожгли.
   В 1612 г. января 26 дня были в городе литовцы.
   И город, и церкви в нем сожгли и разорили. Город опять опустел и сократился. До этого разорения в Кашине и его слободах было, вместе с монастырскими, более 50 церквей.
   После него, как видно из дозорной книги 1621 года, на 12 церковных местах, вместо сожженных храмов, новых еще не было устроено; 8 церквей «пусты были» и «стояли без пения», даже соборная каменная церковь, и та стояла непокрытою.

   Завьялов И. Город Кашин, его история, святыни и достопримечательности. СПб., 1909. С. 82.

 

17. Кашин во время Смуты

   Литовцами было разграблено также много сел и деревень и, между прочим, село Размесово, находившееся под самым Кашином, где ими была сожжена церковь. На месте церкви теперь стоит часовенка. Во время междуцарствия Кашин в числе других смежных городов служил сборным местом для войска Дмитрия Михайловича Пожарского.
   (Окружная грамота Дмитрия Михайловича Пожарского, писанная в июле 1612 года. Собр. государственных грамот и договоров, Т. 2, №281.).

   Кисловской С.В. Кашинский край. Калязин, 1926. С. 160.

 

18. Кашин и «тушинский вор»

   Лжедмитрий и его окружение узнали о посольстве Скопина-Шуйского. К Новгороду были посланы отряды польских и литовских гусар, казаки. Тушинцы, перерезав московскую дорогу, заняли Старую Руссу, Новгородский уезд, и, постепенно, весь север-запад и север страны, в том числе Тверь, Торжок, Старицу, Зубцов, Ржев, Углич, Кашин, Бежецкий верх. Не пропустить подкрепления к Москве – такова была их цель.
   Передвижения отрядов интервентов сопровождались насилиями и жестокостями. Ответом стало широкое национально-освободительное движение. В городах и уездах вспыхивали восстания против Дмитрия и интервентов. Один за другим «отложились» от самозванца Кинешма, Кострома, Устюжна Железопольская, а также Углич, Кашин, Бежецкий верх.

   Сорина Х.Д. Роль Верхневолжья в создании и развитии Русского централизованного государства в XV – XVII вв. Калинин, 1978. С. 62. Цит. по: Середа Н.В. Тверской край в период становления российского самодержавия (конец XV – XVII вв.). Тверь, 1991. С. 45.

 

19. О битве на Жабне под Калязином 18 августа 1609 года. Победа войск М.В. Скопина-Шуйского.

   Разрушителю бранем, князю Михаилу, приближшуся х Колязину монастырю, сопротивницы же Польские и Литовские гетманы (см. словарь) и с полковники и рохмистры (см. словарь), койждо своими полки: Александр Зборовской, и Сопега, и Лисовской, и Иван Заруцкой, поидоша паки против князь Михаила Васильевича Шуйского Скопина и Немец Переславскою дорогою, месяца июля в 5 день на память преподобнаго отца Афонасиа Афонскаго и преподобнаго отца нашего Сергиа Радонежскаго чюдотворца, на обретение честных мощей его, во втором часу нощи. Приидошя же на Волгу под Колязин монастырь в село Колязинское Пирогово. Князь Михайло же Васильевичь и со благочестивым Московским воинством и с Яковом Пунтосовым и с Велгорем и со многими Немецкими людьми ополчившеся на Волге противу их. И посла князь Михаил воевод Семена Головина, князя Якова Борятинсково, Григориа Волуева, Давида Жеребцова со многими людьми за Волгу на перевоз к Николе чюдотворцу в слободу на речку Жабну под Литовских людей, чтобы за тое речку не перепустити их, - речка бо та топка зело и ржависта. Литовские же увидевше Московскых лю­дей, и абие, яко лютыя звери, устремишяся на лов. Благодатию же Божиею на том бою многих Польских и Литовских людей побили и поранили; мнози же от них на грязех погрязше погибошя; прочии же в бегство устремишяся к болшим людем в село в Пирогово. Воеводы же о сем послашя весть ко князю Михаилу, чтобы вскоре реку перевезся; еже и бысть.
   Литовские же гетманы и их полковники всеми полки устремишяся
на Руское воинство. И съступишяся обоих полцы, и бысть сеча зла, и сечахуся на многих местех, бьющеся чрез весь день; от оружейново стуку и копейного ломаниа, и от гласов вопля и кричаниа обоих людей войска, и от трескоты оружиа не бе слышати друг друга, что глаголет; и от дымного курениа едва бе видети, кто с кем ся бьет. И яко зверие рыкающе, зле сечахуся на многих местех, бьющеся чрез весь день.
   Солнцу же достизающу на запад, и возопишя вси православнии к Богу соумилением, вопиюще от сердец своих: «Виждь, Владыко, кровь раб твоих, неповинно закалаемых; тако же и ты, преподобие отче Макарие, помолися за ны к Богу и помози нам!» И уже близ вечеру суще, услыша Господь молитвы раб своих; и напади страх вели на врагов Божиих; и, ужасом великим одержимы, в бегство устремишяся. И побегошя, друг друга топчюще, гоними гневом Божиим. Руские же полцы гнашя Литовских людей, секуще до Рябова монастыря; и многих Литовских людей побили и поранили, и нарочитых панов многих живых поимали. И с великою победою и одолениим возвратишяся под Колязин монастырь со многою корыстию.

   Сказание Авраамия Палицина. Глава 49. О бою со князем Михаилом польским и литовским людем и русским изменником. Цит. по: Дом Живоначальной Троицы. Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, http://www.stsl.ru/map.php

 

25. Росписка губного старосты в колоколах, взятых в 7120 (1612) году от церкви Рождества Христова, чтобы слить из них пушки.

   Лета 7120 году генваря в 26 день по приговору Кашина города архимандритов, игуменов, и протопопа, и попов, и дворян и детей боярских и кашинских посадских людей взял губной староста Степан Федорович Якимов на посаде в Кашине с храму от Рождества Христова двои колокола медные, а в них весу восмь пуд с четвертью; и та медь слита в Кашине в наряд и в тое меди Степан Рождественскому попу Ивану и отпись дал. А отпись писал дьячек Назарко Щапов. К сей отписи губной староста Степан Якимов руку приложил.

   (М.А.М.Ю. Разряд. Владим. Ст. Столб. 83, л. 317.)

   Город Кашин. Материалы для его истории. Собр. И.Я. Кункин. Вып.1. М., 1903. С.1.

 

26. О Кашине и окончании Смуты.

   При царе Михаиле Федоровиче, во время несогласий Польши с Россией, вследствие притязаний на русский престол королевича Владислава, кашинцы принимали участие в обороне против поляков. Так, например, когда приготовлялась Москва к обороне в 1618 г. от нашествия Владислава, кашинцы были в числе защитников и находились в отряде воевод Ивана Морозова и Бориса Давыдова, расположенных у Сретенских ворот.
   1614 – 1615 годы проходили в усиленной борьбе с внутренним неустройством. На юго-востоке в июне 1614 года порешили с Заруцким. Но множество других казацких шаек продолжали разорять государство почти во всех его пределах. В Осташковском уезде бесчинствовали черкасы и литовские люди под начальством Захария Заруцкого, в Пусторжеве – под начальством полковника Яська; в уездах: Ярославском, Бежецком, Кашинском, Пошехонском, Белозерском, Углицком, свирепствовала огромная шайка, состоявшая из казаков и русских воров (см. словарь), преимущественно боярских холопей. Между атаманами отличался особенным зверством Баловень: разбойники его шайки не только грабили где что могли и не давали правительственным сборщикам собирать денег и хлебных запасов в казну, но с необыкновенною свирепостью мучили людей. У них было обычною забавою насыпать порох людям в уши, рот и т.п. и зажигать

   Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Первый отдел. Глава 31.