Художественная выставка

Выставка
«Вдохновленные Тверской землей»

Принт-копии живописных и графических работ
из собрания Тверской областной картинной галереи

Тверской край в течении всего периода развития отечественного изобразительного искусства всегда был место вдохновения выдающихся художественных деятелей разных направлений искусства. В небольшом удалении от основных культурных центров, таких как Санкт-Петербург и Москва, Тверская земля была привлекательной и удобной территорией для реализации творческой мысли. В различных уездах формировались места знаковые для русского искусства, например, усадьба Домотканово, принадлежавшая художнику Владимиру Дмитриевичу фон Дервизу, к концу XIX – началу ХХ века превратилась в центр притяжения для прогрессивной творческой интеллигенции того времени. В семейном гнезде хозяев поместья творил В.А. Серов, гостил И.И. Левитан, проводились театральной эксперименты, гуляния, праздники, а также первые представления кукол. Дача «Чайка», созданная учеником Левитана – художником Витольдом Каэтановичем Бялыницким-Бируля, также стала для края локальной культурной доминантой. Здесь работали такие великие мастера: Н.П. Богданов-Бельский, С.Ю. Жуковский, К.А. Коровин, И.Э. Грабарь, А.В. Моравов и другие. Дача «Чайка» и усадьба Домотканово сейчас являются филиалами Тверской областной картинной галереи.

Круг работ, представленных на выставке, призван объединить представления о Тверской земле, как о крае, где сосредоточены тверские культурные традиции, нашедшие продолжение в произведениях многих поколений художников. В составе экспозиции присутствуют работы как сугубо наблюдательного исторического направления, так и являющиеся результатом художественного осмысления красоты природы Верхневолжья. При подборе произведений основной акцент был сделан на периоде советского искусства второй половины ХХ века.

Самое раннее по времени произведение в экспозиции – офорт французского художника Дамам-Демартре Мишеля Франсуа, под названием «Вид города Твери». Работа позволяет увидеть исторический облик Твери начала XIX века. Мишель Франсуа долгое время жил в России, создавая гравюры с видами ее городов и сцены жизни людей в разных уголках государства. Центральное место на работе занимает комплекс Тверского императорского дворца, расположенный на территории старого Кремля. Хорошо видны оставшиеся от крепостных стен фортификации, ушедшие с лица города уже в середине века.

В произведениях художников: И.М. Митрофанова «Церковь в с. Никольское постройки архитектора Львова» (1943 г.), В.И. Волкова «Город Торжок» (1959 г.), Е.Д. Светлогорова «Уголок г. Осташкова» (1963 г.), П.Ф. Никонова «Вид колокольни в Калязине» (последняя четв. ХХ в.) можно проследить желание художников сформировать историческое региональное самосознание и гордость за свой край.

Лирические пейзажные образы тверской природы воссозданы на полотнах художников: В.К. Бялыницкого –Бируля «Церковь на берегу озера» (1905 г.), К.С. Первухина «На речке Черной» (1942 г.), М.Ф. Гаркушева «Озеро Селигер (После дождя)» (1969 г.), М.Ю. Кугача «Деревня на реке Мсте» (1982 г.), В.Ф. Шумилова «Старица» из серии «Пушкин в дороге» (1987 г.)

Работа Н.Е. Тимкова «На Академической даче» (1982 г.) запечатлела один из важнейших центров творческой жизни. Дом творчества «Академическая дача имени И.Е. Репина» сыграл большую роль в сохранении и развитии традиций русского реалистического искусства. Для многих художников России, работы которых представлены на выставке, она стала местом, где они находили вдохновение, учились, обменивались опытом с коллегами.

Художественные образы произведений, представленных на выставке, помогают зрителю ощутить всё многообразие тверского пейзажа, его поэтичность и неповторимость. Тверские пейзажи не оставят равнодушными ценителей искусства живописи и графики.

 

Новости: