2013 год объявлен в России Годом экологической культуры и охраны окружающей среды.
Наш дом, планета Земля, как живое существо, имеет свои проблемы – проблемы экологии. Сегодня эти проблемы стоят как нельзя остро. Оттого, как мы поведём себя сейчас, будет зависеть будущее Земли.
Этой теме была посвящена экологическая викторина-беседа «Земля – наш дом, вместе позаботимся о нём!»
Эпиграфом к занятию послужила древняя индийская мудрость:
Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли взаймы у потомков.
Каждый класс был разделён на две команды, соревнующиеся между собой. В начале – игровые конкурсы: «Игра в прятки» (участникам предлагалось внутри предложений, между слов, отыскать названия животных), «Загадки-обманки» (загадки в стихах, но ответ, который напрашивается в рифму, – неправильный). Следующие задания уже более серьёзные: «Экологическая разминка» (каждой команде нужно ответить правильно на все вопросы), «Как называются картины» (вспомнить название картины о природе и её автора). Далее – обсудили проблемы, поднятые в стихотворениях С. Михалкова «Прогулка» и В. Шефнера «Лесной пожар», и настроились на обсуждение глобальных экологических проблем, приводящих к катастрофам планетарного масштаба. Ученикам были представлены отрывки из фильма «Поворот рек. Остановить апокалипсис», в которых рассказывается об обмелении Аральского моря, о катастрофических последствиях плана поворота сибирских рек, о том, что человек – не царь природы и никто не венчал его на это царство (как справедливо сказал Даниил Гранин).
Затем перешли к обсуждению проблемы сохранения животного и растительного мира, познакомились с содержанием Красной книги Тверской области. Ответили на вопрос «Почему для того, чтобы сохранить бабочку голубянку, необходимо охранять муравейники?», в очередной раз сделав вывод о том, что в природе всё взаимосвязано и исчезновение одних видов ведёт за собой исчезновение других.
И снова – соревнования между командами. (Несмотря на то, что в 1948 году образован Международный союз охраны природы, до сих пор насчитываются сотни видов животных, находящихся на грани исчезновения). Команды по очереди вспоминают, как называются животные, изображённые на слайдах, находящиеся на грани исчезновения.
На следующих слайдах представлены виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли, среди них – птица дронт, о ней рассказывается более подробно.
Затем учащиеся смотрят видеоклип – песню на стихотворение Р. Рождественского «Просьба» в исполнении Кати Рябовой. При этом название стихотворения командам не сообщается, они его должны придумать сами; балл получает команда, чьё название совпало с названием автора.
Далее – слайд с иллюстрацией из произведения Сент-Экзюпери «Маленький принц», на котором изображено, как Маленький Принц ухаживает за своей планетой. Ребятам предлагается вспомнить, из какого произведения иллюстрация, назвать автора и вспомнить, что говорил Маленький Принц об отношении к своей планете, какое у него было правило.
В заключение ребята объясняют, как они понимают смысл эпиграфа и отвечают на вопрос, поставленный в начале викторины-беседы: какова, на их взгляд, цель занятия? Все дали верные ответы: цель занятия заключалась не в том, чтобы обсудить все экологические проблемы и все пути их решения, а в том, чтобы на примере некоторых из них показать, что планета Земля – наш дом, она нуждается в заботе и бережном отношении к ней, что в природе всё взаимосвязано, что необдуманные и неразумные действия человека могут привести к экологической катастрофе, что человек – не хозяин природы, а её часть и полностью зависит от природы.
К занятию была подготовлена книжная выставка «Человек и природа».